bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Гуд-бай Америка. МТЮЗ. Видеозапись 1994 года

Когда я уеду далеко-далеко,  где все говорят «на чужом нерусском языке» и практически круглогодично ходят в белых штанах…

В общем, без театра нельзя… МНЕ нельзя – а потому я хронически мониторю инет, а также книжные лотки в театрах, собирая коллекцию спектаклей в видеозаписи.

Когда-нибудь, постоянно теплыми вечерами, я буду устраиваться в кресле… и без перерыва на кофе или поболтать – стану пересматривать старое и любимое или с удовольствием внимать новым для себя постановкам.

Конечно, видеозаписи – это «тень тени», но иногда эти тени бывают такими славными! А еще – если хочешь посмотреть/пересмотреть интересный для тебя спектакль – практически не важно, что снят он любительской камерой из зала или из технической будки звуковиков, что расположена за… сколько там в Сатириконе рядов-то?

Но сегодня я – не про сатириконовские спектакли. Я про…

Гуд-бай, Америка. МТЮЗ. Запись 1994 года


Помните, из детства – стихотворный рассказ Маршака о том, как мистер Твистер, бывший министр, миллионер, владелец заводов, газет, пароходов… приехал туристом в СССР? Вот именно эта история и легла в основу постановки московского ТЮЗа.

Спектакль появился в середине 80-х и сразу стал для меня любимым, а оттого и неоднократно отсматриваемым. Потому что было в нем что-то… Он был не похож практически ни на что, раньше виденное. Была в нем такая сумасшедшая смелость времен ранней перестройки, когда можно было сказать всё – и почти не бояться, что тебе за это что-то будет. Вот и говорилось – да так весело и задорно, так изобретательно, так невероятно талантливо!.. В театре играли текстом, расставляя неожиданные акценты и ударения, делая непредсказуемые повторы, выворачивая стихотворение Маршака наизнанку, вычищая смыслы… и показывая их в новом, удивительном значении.

Спектакль был музыкальный, там почти не говорили – пели, опять же неожиданно выворачивая хорошо знакомые мелодии… да-да, знакомая мелодия + знакомый текст = совершенно новой трактовке. Пели (все) замечательно… пусть и только с моей, дилетантской точки зрения… в общем, мне нравилось.

И еще – были в этом спектакле минуты невероятной грусти. Ну, просто до слёз, которые совершенно неожиданно набегали… и тут же, опять же незаметно-неожиданно сменялись смехом.

В общем, великолепный и очень любимый был спектакль.

Я увидела его любительскую, нечеткую запись, сделанную из зала, в котором ТЮЗовские подростки сменили премьерную публику. С наполовину измененным (впрочем, не испорченным) составом.

Но, наверное, вот так и встречаешься с ПРОШЛЫМ, которое осталось в памяти светло-солнечным пятном… и ты, истосковавшись за годы, просто не замечаешь, как всё полиняло и постарело… Ты просто радуешься встрече. До восторженных слез радуешься.

Итак, Вы помните, с чего начинается маршаковский «Мистер Твистер»?

«Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир — остров Таити, Париж и Памир,— Кук для вас в одну минуту на корабле приготовит каюту, или прикажет подать самолет, или верблюда за вами пришлет»…

Да-да, вот так вот весело и ярко – причем ДЛЯ ВСЕХ (ведь «делец и банкир мистер Твистер»  еще не появился в поле нашего зрения). Только пожелайте – и перед вами откроются чудеса Неаполя и Багдада, Дании и Швеции,  горы и недра, север и юг, пальмы и кедры … да чего угодно, и всё – в одну минуту.

Оттого первая часть спектакля – это веселая игра, подготовка к этому самому ЧУДУ, которое стоит на пороге, ожидая Твистера, его жену и дочку Сюзи (капризную избалованную девицу… впрочем, как и многие дети). Да и сам Твистер – словно большой пухлый ребенок, в своем розово-полосатом комбинезончике. Ребенок даже не избалованный – просто приученный в жизни к тому, что если захотеть – то всё хорошее случится в «одну минуту», при этом всё будет с улыбкой и ЧИСТО – без «всякого сброда – Твистер не любит такого народу».

Итак – всё весело, ярко, музыкально, БЕЗ ПРОБЛЕМ – хоть и с лёгкой грустью (ах, какая замечательно романтичная сцена в спектакле, когда на плывущем по морю «многоэтажном дворце-пароходе» мистер Твистер играет в мяч)…

Ну, вот и Россия… точнее – СССР.

Интересно, читая стихотворение, сравнивал ли кто-нибудь ДВА МИРА: в одном – белоснежные каюты парохода с «ванной, гостиной, фонтаном и садом», а в другом… Вот оно, описание города Лениграда, встающего из-за правого борта: «Серые воды, много колонн, дымом заводы темнят небосклон». И потом: «Автомобиль огрызнулся зловеще и покатил, по асфальту шурша, в лица прохожим бензином дыша».

Да-да, вот такой контраст дух миров – капитализма и развитого социализма…

А потом… Твистер отказывается от номера в «Англетере» - и если разобраться, отказывается правильно: номер был заказан с условием «чтоб не было рядом… прочего сброда».

Наличие СБРОДА обнаружилось в первую же минуту. Спускающийся по лестнице (у Маршака) чернокожий – в спектакле чернокожим не был. Он был представителем этого самого сброда, наглецом, бравирующим вседозволенностью… Находиться рядом с ТАКИМ, оставлять рядом жену и дочь… Нет, для Твистера это было невозможно. И он уехал в другую гостиницу – в привычной уверенности, что, как и в родной Америке, всё ему предоставят «в одну минуту»… Но – «международный готовится съезд, нет, к сожаленью, в гостинице мест»…

И накапливается усталость, и бьет по нервам страх за жену и дочь, которые – не привыкли… которые – не выдержат… за которых ты несешь ответственность… а как ее нести – когда ты и сам уже на пределе сил и нервов…

Замечательный и очень печальный момент: пристроив жену «в швейцарской на койку», а дочь на буфетную стойку, Твистер – смертельно уставший человек с глазами, в которых боль, боль, боль и – непонимание, сидит на приступочке и смотрит на нас с немым укором: разве могут люди так жить? неужели им не страшно за себя… нет, ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ?

(…потом, когда в финале через зал пройдет малышка в тяжелом советском драповом пальто с огромной сумкой ДЛЯ ДЕФИЦИТА, станет страшно окончательно – и только сейчас понимаешь, что, при  всей несуразности нашей сегодняшней жизни, в ней есть и прелесть: дети наши никогда не узнают, что такое стояние в многочасовой очереди ради «5 кусков мыла в одни руки»).

Ну, а в спектакле будет и страшный сон Твистера… и всех нас. Про то, что для всех нас «нет, к сожаленью, в Америке мест». Нет их и в родной стране.

Да, печальный спектакль.

Но и замечательный – хотя бы тем, что, по прошествии лет, в нашей «гостинице» ЕСТЬ места. Для жизни. Для счастья.

Ушел морок… и слава Богу.

А спектакль, повторяю, был превосходным не только из-за трактовок, но и…

Какая потрясающая декорация: безразмерные ряды серых телогреек – и красный рояль посредине  сцены.

А какая смешнючая «антиникотиновая компания»  (под мелодию «Вернись в Сорренто»), после окончания которой все дружно уходят «на перекур».

И – перекур-то ладно… а какой замечательный «перекус» всех на сцене – кефиром и вареными яйцами!

А нежная скрипичная нота – при этом смычок так и не коснется инструмента!

А тоненькая балерина, что несет на себе все чемоданы Твистера!

И… ах, эта волшебная сцена игры в мяч на пароходе…

***********

Ну, и напоследок – где выцепила видео. На сайте Павла Поймалова.

Вот здесь http://poymalovpavel.ru/ppwelcom.html (там, где «смотреть в высоком качестве»).

Поймалов мистера Твистера и играет.

Хорошо играет, между прочим.

А для поклонников Игоря Балалаева – и он там есть.


Tags: МТЮЗ, видеозапись, спектакль
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments