bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Потрясающий Михаил Захарович Левитин

Журнал "Итоги" № 49 (03.12.12)

Умения — театру, сомнения — прозе
Писатель Михаил Левитин о режиссере Михаиле Левитине

Я уверен, что он выдержит все. Когда-то он сказал или подумал: «Пока Б-г держит мою руку в своей, ничего не страшно, а выдернет... Ну что ж, значит, пришло время».

Совершенно чурается тусовок. Вообще не любит компаний. Любит отдельных людей, особенно женщин. Самых прекрасных. Они отвечают ему взаимностью.

Научился делать карнавал еще в юности и продолжает заниматься карнавалом.

Делит людей на клоунов — рыжих и белых. Пока этим удовлетворен.

Если чем и огорчен, то фактом, что сам клоуном не стал. А хотел с детства.

Театр свой сделал и сумел защитить. Интересно, как получится в этот раз.

Если чем и огорчен, то потерей друзей. Дышать стало тесно, жить труднее.

Всегда говорил, что любви Шкловского, Каверина, Боровского, Фоменко и других ему хватит на всю жизнь. Это правда.

Тяжело переживает происходящее в культуре в последнее время, но умирать от этого не собирается. Будет жить и защищать свой театр, свои книги, пока Б-г не выпустит ладонь.

А если серьезно, совсем серьезно, будто не о себе самом…

Мне нравится все уметь в театре и только собственные умения передавать другим. Умения — театру, сомнения — прозе.

Жить интересно, когда ты не один, а тебя несколько. Настолько, что не всегда уследишь, что проделываешь неподалеку от себя ты сам.

Ведь все — воздух, пространство, переходящее в пространство, и ты так быстро живешь, что сам становишься ими — воздухом и пространством.

Репетиции — временны, спектакли — временны, не надо создавать их навсегда, вбивать гвоздь по шляпку.

А вдруг проза тоже не навсегда?

Какая крамольная мысль!

Но зато ты можешь быть уверен, что за тебя продолжит другой. В театре — зритель, в книге — читатель.

Вот и живу как не принадлежащий себе, осознающий себя в других.

И мне интересно. Все заново. Хожу в театр как в первый раз. Начинаю страницу впервые. Закрываю за собой дверь и сразу забываю, что там, за дверью.

Честное слово, правда. И это самое интересное — идти по следу самого себя, обнаруживая других, свою жизнь, их жизни.

Это ничего, что пишу непонятно, это только поначалу, а если разобраться, то слова ничего не значат. Остаются фотографии, по которым можно судить о состоянии моего лица, о том, как я увлечен и как меняюсь от снимка к снимку. О том, как состарился, хотя это тоже никому не интересно, кроме меня…

Что ж тогда интересно?

Уверенность в том, что ничего не изменилось, я по-прежнему в театре, как в своем одесском детстве, и моя девятилетняя дочь листает мои книги, посматривая на меня, и требует, чтобы я не угомонился.

Tags: Михаил Левитин, Эрмитаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments