bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Новые страдания юного В. / МХТ. / 26.11.12. / Прогон

Для того, чтобы окончательно определиться с отношением к режиссуре Василия Бархатова, мне нужно посмотреть еще одну его работу. Чтобы враз и навсегда сказать: «Спасибо, очень интересно, но – НЕ МОЁ». Или чтобы начать новый круг просмотров.
Пока что я видела две бархатовские работы: фильм «Атомный Иван» и этот новый спектакль в МХТ. Общее впечатление (дважды) –

как от радио с постоянно уходящей волной: только настроишься на музыку, как она с раздражающим треском и шипением «уходит»… потом может и вернуться… а может и нет, и тебе придется слушать или что-то совершенно новое, с прежним не связанное, или подкручивать настройки (в данном случае – свои собственные).

Вчера память играла со мной в «угадайку»: а ведь я когда-то… наверное - о, Господи, как давно!.. в 70-х, максимум, в начале 80-х - читала эту книгу Ульриха Пленцдорфа, совершенно забыла об этом… ан нет, не забыла – и ловила себя на том, что знаю, как в следующий момент поступят герои… ну, и ловила спектакль на сокращениях (иногда очень значимых) и изменениях трактовок… или это я так изменилась…

Тогда, когда я была моложе (и, соответственно, сахар был слаще, а дожди мокрее), книга меня восхитила. Вернее, восхитил его герой. Дело в том, что в те времена, когда полагалось ходить строем и строем же одинаково думать, он постоянно решался на ПОСТУПКИ, на то, чтобы жить не так, как полагается, а как хочется самому. Вот так я восхищалась чужой смелостью, бесшабашностью и возможностью открыть свои таланты… вот так я завидовала чужой прекрасной (мне так тогда казалось) жизни… вот так сожалела о своей невозможности рвануть за флажки…

Но прошло время и многое изменилось. Ну, а плюс к изменившемуся «многому» и режиссер добавил свою трактовку образа Эдгара В., наверное, сделав его близким себе… но отдалив его от меня.

Вот, скажем, история на производстве, где обучающийся в ГДРовском ПТУ герой проходит практику. Я понимаю его бунт: какой же специалист получится из него, если день за днем, год за годом приходится «доводить» напильником болванку – и ничего более? И вот болванка падает на ногу преподавателю… то ли случайность, то ли бунт, то ли поиск способа в очередной раз уйти от очередной обыденности…
Всё понятно – в книге.
В спектакле же Эдгар, свалив на немолодого мастера конструкцию, гордо встает сверху на лежащего под ней (живого ли? или, возможно, сильно пострадавшего) человека, произнося монолог… наверное, с правильными словами – но как их можно слушать спокойно, без возмущения?

Эдгар (тот, книжный) рисовал «производящие впечатление» картины, и я, их не видя, конечно, априори верила в его талант.
Эдгар (этот, МХТовский) творит на моих глазах… М-да… Кого могут удивить его каракули, когда практически нормой является великий перформанс: запихивание мороженой курицы во влагалище… Кого вообще можно удивить сегодня попыткой войти в историю за счет хамства, эпатажа и громких заявлений при полном отсутствии таланта и художественного вкуса? Сейчас таких Эдгаров – на каждом углу… по три копейки в базарный день…Не случайно его «картины» пропали, заляпанные краской: это чтобы ни мы, ни отец парня их не увидели и не расстроились…

В общем, не понравился мне этот герой… негероистый он какой-то… Всех-то подвигов в его недолгой жизни – это каждому встречному нахамить, с чужой женой переспать, да погибнуть глупо, от собственного неумения, смешанного с самомнением…

А что понравилось – вот, Евгений Миллер в роли отца Эдгара. Настоящий он, очень человечный. Реакции у него (очень мне такое нравится) естественные, и в то же время театральные, но без пережима. И отчаяние в конце от того, что и собственную жизнь «профукал», и от единственного сына, оказывается, в двух шагах был – а не понял этого…

Шарлота, которую играет (о, радость!) Нина Гусева, просто замечательная. И героиня очаровательная, и актриса оч.сильная – вообще, радует, что в МХТ цену ей знают и дают играть много, разнообразно и хорошо. Шарлота у нее – чёткая такая девушка, правильная. Серьезная – и в то же время с нормальной долей сумасшедшинки. Она весьма неглупая и симпатичная. А уж костюмчик… красная плиссированная мини-мини юбочка, лаковые красные туфельки и белая водолазка… ах, вот он пик моды 70-х! А как потрясающе сегодня смотрится!

Ну и Дитер (Артём Быстров), муж Шарлоты, очень понравился. Вся эта его видимая правильность, прямолинейная равномерность, молчаливость… это же только на виду. И томики классиков он расставляет на полке не от занудства, а потому, что надо двигаться, что-то делать, только чтобы никто не увидел, не понял, как ему больно… ведь он всё видит, всё понимает… А как он страдает – вот это его внезапное падение всем телом на те же самые ровненькие ряды книг, которые валятся, валятся, валятся…

Tags: МХТ, прогон, спектакль
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments