bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Зойкина квартира. МХТ им. Чехова. 09.11.12



Мне понравилось. И даже очень понравилось.
Тут дело вот в чем…


Бывают постановки для ума: посмотришь, и потом так и сяк крутишь и всё действие, и отдельные сцены, фразы или даже молчание; копаешь вглубь и выстраиваешь потом нечто свое, иногда даже мало сопоставимое с просмотренным спектаклем.
Бывают постановки для глаз, когда смотреть на сцену - наслаждение: так там всё красиво (иногда не «конфетной красотой», но – соразмерностью деталей), всё на месте, всё подогнано.
В идеале, конечно, совмещение красоты и ума… увы, редко получается. Но мы зрители добрые, мы способны простить небольшие потери.

Эта постановка Кирилла Серебренникова – она скорее для глаз. Красиво – очень.

Вернее, у меня создалось впечатление, что вначале режиссер начал ставить с, в общем-то, традиционными для себя заморочками и усложнениями, но потом то ли времени не хватило, то ли не захотелось больше усложнения придумывать, и спектакль оборотился просто красивым и эффектным зрелищем. С печальным концом и финальной общей песней под занавес.

К «усложнениям» относится и крутящийся «кубик» квартиры – в последней сцене его пустота наполнится однообразным рояльным звуком – словно капающая вода из не до конца закрытого крана и осыпающейся трухой стен (видеопроекция). В кубике этом живут и реальные люди (очень реальные – и каждый характер прописан с точностью до гранулы миллиграмма), и НЕКТО – то ли доброе местное привидение, то ли душа квартиры, которую видеть нельзя, но нельзя и не ощущать ее постоянного присутствия…
К усложнениям относятся и пластмассовоголовые люди (один выйдет на пуантах – в рассказе Обольянинова он будет называть того «Павликом» и бить в живот… просто так бить, даже не со зла), и черные звезды балета (при этом можно объединить парами и «черные звезды» и «звезды балета»). Вначале это будет здорово – особенно когда угольно-черные тени живых людей «срифмуются» с видеогеометрическими черными рисунками… Потом – упростится, и Обольянинов уже не увернется от направленного от него видеоклина, а расползающееся кроваво-черное пятно, накрывающее убитого Гусь-Ремонтного, бесследно исчезнет вместе с его телом…

Ну и ладно, Бог с ними, с усложнениями в многомерностью действия.
Ушли они – осталась красота действия, изящество костюмов, превосходно поставленные танцы и прочее сцендвижение, отлично работающий свет, живая музыка…
А главное – как превосходно подобраны на роли артисты! И как они великолепно существуют на сцене, отрабатывая «на все сто» - совершенно без поблажек самим себе!

Зою Пельц играет Лика Рулла. Она – звезда мюзиклов, в драматическом спектакле я ее увидела впервые. Неплохо – а уж когда пела… а какой великолепный дуэт с Аллой Вадимовной (это когда Зойка уговаривает ее пойти в «манекенщицы»)! Впрочем, Зойка в постановке нужна была скорее как некий стержень, вокруг которого наматывается действие, а «наматывают» его другие артисты.

Замечательно хорош Алексей Девотченко в роли Обольянинова. У него удивительные глаза – очень живые, страдающие… а я еще сидела хорошо – в первом ряду, и просто любовалась. Правда из роли купировано все, что определяет Обольянинова, как графа (кроме обещания вызвать Гуся на дуэль… ну, да мало ли какие странности у наркомана). Да, до «графа» герой Девотченко не дотягивает, он проще… вот у Сергея Сосновского, который в спектакле взяточник-управдом Аллилуйя, граф получился бы (но и управдом у него прекрасный – этакая насквозь пропитанная сволочизмом личность). Но Обольянинов еще и музыкант, «маэстро», ну, так кого, как не Девотченко, на эту роль расписывать.

Совершенно уникальный Аметистов у Михаила Трухина. Вот просто смотришь, и радуешься, как он хорош – чуть излишне гротесковый у него герой получился… ну, да Аметистова без гротеска играть нельзя: не тот персонаж. И тоже сволочь, как и Аллилуйя. Только управдом, как жук-навозник, всё (и «фальшивую» купюру тоже) закатывает в свой навозно-денежный шарик, а вот «администратор» Аметистов – это проныра, всем-дырам-затычка и подстилка под нужного человека… Отыгрывает он даже мелочи великолепно: например, разлив шампанское по бокалам, он всегда незаметно слизывает с горлышка бутылки капельку – ну, не пропадать же!

Зойкины «модистки» превосходны все – у каждой свой характер (и своя музыкальная тема). А в финале, когда уже аресты идут в квартире, очень понравилась Лизанька (Ксения Теплова) – этакий пьяный добрый заинька с размазанной косметикой…

Гусь-Ремонтный у Алексея Кравченко тоже очень и очень хорош. Вот здесь даже объяснить трудно, почему хорош – это видеть нужно… только он и есть тот самый всё могущий Гусь с карманами, набитыми деньгами и визиткой из чистого золота-бриллиантов… и лицом и фигурой человека «от сохи» - отнюдь, впрочем, не простого, раз на такую высь взобрался.

В общем, так: Кирилл Серебренников поставил очень неплохой мюзикл. С интересной сценографией. Хорошим музыкальным материалом. И замечательными артистами, которые на знаменитой МХТовской сцене превосходно сыграли пьесу Михаила Булгакова.


Tags: МХТ, премьера, спектакль
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments