bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Триптих. Мастерская Фоменко. 14.11.2011

Ах, театр Фоменко!
Его спектакли, словно болеутоляющий пластырь – лечат душу и тело… успокаивают… успокаивают…
Вчерашний «Триптих» - премьера двухлетней давности (ею открылась тогда новая сцена театра), спектакль, ожидавшийся поклонниками «фоменок» и однозначно обожаемый работниками театра.
Триптих, т.е. произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом.
Три части – да.
Однако их объединение кажется на первый взгляд случайным, ибо, конечно, объединены они пушкинской гениальной строкой… но странно, тем не менее объединены… но если приглядеться и подумать…
Ну, в общем, для начала – чуть подробнее.
 
Часть ПЕРВАЯ триптиха: «Граф Нулин». Если с точки зрения живописи – то это акварель… не размытая, но яркая картинка с сотнями мелких, подробно прописанных, очаровательных деталей…
Этакий анекдот… нет, скорее по-французски – anecdote, забавная история про то, как в тоскливой осенней деревеньке задержался модный граф, да влюбился в молодую помещицу, да наутро с охоты муж вернулся…
Да-да, именно anecdote, разыгранный с потрясающей степенью точности во всем – будь то режиссура, актерство, точность и элегантность костюмов, сценографии, музыки…
Чудесно – полуфразы, полудиалоги, полукасания… полумысли – и все это транслируется в зрительный зал, двоится, дублируется, переводится автором, сочинителем, из-под пера которого буквально на наших глазах проявляются герои, слова, поступки… и персонажи безусловно слушаются своего создателя – хоть и вступают иной раз с ним в легкий спор… ах, как элегантно!
Да-да, элегантно здесь всё.
И вот этот романс в трех частях, что поют граф и Натальей Павловной  с backing vocal слуги-француза, и Параши, и всех этих Филек-Васек…
И – сбивчивый, повторяющийся дважды разговор-сплетня заезжего гостя с аборигенкой о модах, о театре, о литературе… по-французски (а что не поймем мы вместе с Натальей Павловной, так то нам сочинитель переведет).
И – опять же дважды, только зеркально повторяющийся приход и уход Нулина со слугой (только в уход вклинивается еще и прощанье слуг – очаровательное!).
И – ночевка хозяина на сеновале, его песня-стон про старого гусара (помните наверняка – это Дениса Давыдова: «Жомини  да Жомини…а об водке – ни полслова»)… а чего стоит русак, которого затравили возле огорода!!! это ж сколько нужно шляться-охотиться, чтобы ВОЗЛЕ ОГОРОДА зайчишку пристрелить???
Нет, и правда – часть ПЕРВАЯ очаровательна, мила… ах, просто прелесть, что за спектакль.
 
Часть ВТОРАЯ триптиха: «Каменный гость». Это, наверное, самая классическая (и самая известная) из так называемых «Маленьких трагедий» -  дон Гуан и Лепорелло, донна Анна, Карлос, Лаура…Чаще всего цитируется – да и история эффектная, мистическая даже: с приходом статуи убитого мужа на пир любовников… «я гибну – кончено – о, донна Анна»… Этакое – предвестье ада, в котором окажутся герои третьей части… ну, да об этом позже…
Не люблю в спектаклях лишнего, не люблю эффектов ради эффектов – ну, типа борьбы героев в подгузниках в сатириконовском спектакле.
Здесь – всё просто. Два усталых человека в запыленных сапогах и не слишком чистых рубашках. Кладбище у ворот Мадрида, которые распахнутся – и откроют нам ГОРОД со ступенями домов, тенями от крестов и памятников, белыми стенами монастырей (ах, какой превосходный МАДРИД получился из фойе новой фоменковской сцены!)…
И долго-долго будет раздаваться стук каблучков донны Анны, идущей на моление в пустой храм…
И скатятся по ступенькам праздные гуляки – в дом к Лауре, а там диваны-перины-подушки, и гитара с флейтой, и пенье до рассвета такое, что даже угрюмый гость Карлос будет тронут…
 И - да, тронут, но отомстит девушке за ее любовь к Гуану, угрюмо прозудев про то, что будет с нею в старости – аж, через каких-то несколько лет…
Впрочем, и она отомстит ему, уже убитому рукой дон Гуана, вернув, будто выплюнув на труп его же слова…
А потом будет превосходная сцена любви – над мёртвым… и любовники будто взлетят над ложем… И правда – красиво.
И – сцена Гуана и Анны на кладбище, когда смущается разум сказанными и не вымолвленными словами, и ты все повторяешь их, пробуешь на язык, кстати и некстати все произносишь…
И еще одна красивейшая сцена любви – со скрещеньем рук, скрещеньем ног, судьбы скрещеньем, когда не страшна смерть. Она что, вот такая – не страшная, а маленькая-суетливая, ее не бояться нужно – ею побрезгуешь… но только, как бы она ни выглядела – это смерть… но если ВДВОЕМ – ТУДА… то почему бы и нет?
Ах, часть вторая триптиха – графика, почти что черно-белая… почти что – строгая…
 
Часть ТРЕТЬЯ триптиха: «Сцены из Фауста» - Пушкин, дополненный Пушкиным же – «Набросками к замыслу о Фаусте», и Жуковским с его «Ночным смотром» («В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик»…), и каким-то совсем инфернальным Бродским с его «Двумя часами в резервуаре»…
Это – как полупроявленый, полустёртый дагерротип, на котором только угадывается изображение, неясное… невнятное… но если повернуть пластину ВОТ ТАК… это же ЧЁРТ ЗНАЕТ, что на ней покажется.
С 11 ряда мы пересели на первый, когда виден и грим, и детали костюмов (да-да, всё – с удивительной фантазией… но – театр это, театральная условность). Но видны и глаза героев – в которых и огонь страсти, и пустота серой вечности, и надежда, и безнадежность…
Всё то, что в жизни, и всё то, что уже в послежизненном зазеркалье – вот оно, у наших ног. Здесь выворачивается наизнанку реальность, и нет уже жизни, но и смерти – нет…или она есть: вот же, сидит рядом, играет и плутует в свои вечные карты, ставя на кон чьи-то жизни…
А над всем этим – вечная прялка уже мертвой Гретхен…
Нет, не так.
Над всей этой жизненной и послежизненной суетой – тень прялки, которую вращает тень Гретхен – как воспоминание о прошлом. Как напоминание о вечности…
_____________________________________
Так что же объединяет три части фоменковского «Триптиха», что есть единая нить, на которую нанизаны все три такие разные сюжета?
Может быть, то, что легкий флирт «Нулина» является прелюдией плотского греха «Каменного гостя», прямо из которого и шагнут герои в ад третьей части?
А, может быть, все проще. М.З.Левитин перед премьерой «Пира во время ЧЧЧумы» в Эрмитаже, сказал: «Я показываю жизнестойкость пушкинских произведений — оставляю три строки, по которым вы абсолютно легко восстанавливаете всё произведение. Пушкин — это, в конце концов, одно большое стихотворение, и оно настолько эластично, что срастается несмотря на все купюры»...
Да-да, пускай пушкинские произведения на первый взгляд совершенно разные…Но вот вчера – три совершенно разных его произведение совершенно срослись в одно единое ЧУДО, имя которому «Триптих»…
Tags: Мастерская Фоменко, спектакль
Subscribe

  • Борис. Спектакль Д.Крымова в Музее Москвы. 12.10.2019.

    Зрители, заплатившие немалые деньги за место в зале, и потом уходящие посреди действия, мне кажется, делают одну из двух (или обе сразу) ошибки.…

  • Прага - 2019.

    Если в следующей жизни мне не суждено будет оказаться в волшебном максфраевском городе Ехо (Вильнюс на замену не предлагать), я попрошу у судьбы…

  • Сочи. Май-2019.

    Идея поехать в Сочи возникла у моей молодёжи. Было просчитано, что между праздниками ехать будет гораздо дешевле; погода в мае на юге прекрасная (в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments