bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Лекарь поневоле/Плутни Скапена. Сатирикон. 16.06.21.

Говорят, лет 90 назад была в моде песенка:



Один американец
Засунул в ж***у палец
И думает, что он
Играет патефон.


Наверное, народонаселению это казалось смешным. А что же вы хотите: средняя образованность тогда была минимальной, так что Белинского и Гоголя с базара никто не нёс, а несли, во дворе собравшись, такую вот чушь.
Времена меняются – и куплеты сии уже не смешны, а убоги и противны.

Думаю, и в мольеровские времена народонаселение тоже смачно ржало над смешными комедиями, которые Людовик разрешил Мольеру играть в Пале-Рояле.
Шуточки-то как раз на уровне понимания необразованной публики: человека сажают в мешок, бьют, щиплют, колют, поджигают… Человек в мешке мучается… Смешно же до невероятности!
Времена меняются – и сцену эту нормальные люди нашего столетия воспринимают уже не смешной, а убогой и противной.

Когда я смотрела «Плутни Скапена» в первый раз –шли они без «довеска» в виде «Лекаря поневоле».
Теперь эта сцена – с человеком в мешке – играется на излёте третьего часа, когда зрители и так уже подустали от примитивного остроумия героев… А сцена длится… длится… длится… Господи, как это тоскливо!
И противно.

Мольер – классик. Посему ставят его много. Чаще всего – «Тартюфа», который и правда хорош хотя бы тем, что предполагает множество различных вариантов и трактовок сюжета.
Смешные же комедии тоже предполагают множество вариантов – для тех, кто ставит и, возможно, для тех, кто играет. Ведь можно из ничего такое шоу устроить! Так развлекаться на репетициях! Так веселиться на сцене!
Собственно, в зале кое-то тоже радуется. Ведь есть же люди, которые оборжутся над упавшей старушкой, собирающей в сумку рассыпавшиеся скромные пожитки. Или – над человеком в светлом костюме, которого с ног до головы обрызгал грязью автомобиль.
Кому-то это смешно.
Как смешно, когда бестолковые сынки и их дуры-женушки при помощи хама и наглеца грабят родителей. Прям так и видишь, что вскоре они по его совету подадут родителям водички с добавочкой («трех капель хватит») и начнут разбазаривать то, что для них же копилось долгие годы…
Что в «Плутнях Скапена» хорошо – так это актеры. Денис Суханов, Артём Осипов, Александр Гунькин, Георгий Лежава – актеры потрясающие, и они вдохновенно сыграют что угодно: хоть табуретку, хоть мешок…
***
Что до «Лекаря поневоле»…
Был когда-то в Сатириконе спектакль «Квартет», поставленный по тому же принципу: легонькая пьеска (пьески, точнее) Мольера, мгновенные переодевания, музыка Люлли…
Я успела увидеть спектакль всего раз, уже на излёте…
Это было такое чудо, что прошло больше 10 лет, а я (однократно посмотрев!) отлично помню эту чудо-постановку – вплоть до жеста, изменения выражения лиц, взглядов…
А раскрытие «тайны» актерского преображения в конце было чудом в квадрате.

А теперь режиссер попытался войти в ту же реку, что, как известно, невозможно.
Вот и мечутся молодые актеры по сцене, кривляются, кричат…
Нет. Это ни на гранулу миллиграмма не «Квартет». Хотя тот спектакль не все же видели. Потому – смотрится он забавно.
Да и Илья Рогов, играющий главную роль, актер очень сильный.
Tags: Денис Суханов, Сатирикон, спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments