bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго до финала, и никаких объяснений по этому поводу нам не дают.


Фото: Валерий Мясников

Совершенно логично (и отнюдь не ради экономии на зарплатах актеров) и младшую дочь Лира, и Шута играет один и тот же человек: Евгения Крегжде.
Потому что чуть хамоватое «я вас люблю, как долг велит, - не больше и не меньше» и совсем наглое «если бы ты взял на себя мое шутовство, дяденька, я бы бил тебя, зачем
ты состарился раньше времени» - вполне могли быть придуманы одним умом и высказаны одним ртом.
Иными словами: в свободное от основной деятельности (быть меньшой, любимой дочерью Лира) время девочка вполне могла подрабатывать, раздавая словесные оплеухи папе, сёстрам и придворным.
Да и костюмчик шута — длинное платье с фрачным пиджаком сверху — чем не королевское одеяние? В аналогичном, только черном, Корделия стоит в той сцене, где она не шутиха, а супруга французского короля.

Спектакль интересный.
И я насчитала в нем множество самоцитит Юрия Бутусова; когда же кто-нибудь возьмется сделать из этого театроведческую работу?
Вот, например, огромная планета. Вроде луна, но в то же время и не луна — героев постановок Юрия Николаевича часто сопровождают неизвестные планеты и светила. В «Беге» их, например, несколько, хотя Константинополь — это не другое созвездие.
Впрочем, почему «не другое»?
В спектаклях Бутусова частенько нарушается и та логика, что наличествует в пьесах (и не только Шекспира). У Юрия Николаевича герои свободно перемещаются из тысячелетия в тысячелетия, из произведения в произведение. Меняют костюмы и прически. Меняются и словами: вдруг кто-то один произнесет текст за целый ряд персонажей, которые в ответ просто промолчат. Недавний мертвец выйдет, и сыграет на трубе, и станцует вместе со всеми...
И Лир ведет себя совершенно не логично, как-то не по человечески, словно бы он не просто отъявленный самодур, но еще подслеповат и глуховат: шута называет дочкой, а Кента, хотя знаком был с ним много лет, вообще не опознает.

Танцы.
Один из первых эмоциональных всплесков — это как раз танец. Когда появится трубач, он же Освальд (Юрий Цокуров), и Лир перейдет от истерики с разбрасыванием ногами пепла (потухших угольков?камешков?) в центре сцены к чему-то яростно-танцевальному, и с ним вместе в долгий пляс впадут все остальные персонажи... вот это будет очень хорошо и совершенно в духе, стиле и энергетике лучших постановок Мастера.
Этот танец — начало большой беды.
Он же повторится почти в конце, когда до полной гибели всерьез почти всех персонажей останется совсем мало времени.
Потом — повешенная Корделия в эффектно окровавленной (от выстрела? «скажи мне что-нибудь»?) рубашке, уйдя навек, ляжет на выброшенные из-за кулис (бурей?) доски, и отец (Артур Иванов) тщательно укроет ее то ли одеялами, то ли слоями могильной земли. Так и останутся они: она под холмиком, он — на нем... и только рука в руке.

Еще один мощный эмоциональный всплеск — тихое приближение героев к рампе, с недвижимыми белыми шариками над головами... И вдруг — после просьбы Глостера (Виктор Добронравов): «Тише» - словно бы грохочущий, с облаками дыма и пыли, обвал всего мира...
Начало конца.
Потом, раз за разом, этот обвал будет повторяться... и несть спасения.

Такие вот первые впечатления. Со временем, когда-нибудь, я спектакль повторю — наверняка увижу в нем что-то еще, значимое. И, как всегда, попытаюсь размотать клубок действия, найти «хвостик» и хоть немного пройти по ниточке разгадки смыслов...
Хотя прекрасно понимаю (ибо много лет смотрю постановки Бутусова): ничего у меня не получится...

Только эмоциональное - «взяло» или «не взяло».
И — актерские работы отличных вахтанговских актеров.
Кого-то уже назвала.
Еще — совершенно неожиданный для меня и очень понравившийся Валерий Ушаков (Кент). Эдмонд и Эдгар (Сергей Волков и Василий Симонов). Француз/Юрий Поляк — роль небольшая, но — очень неплох.
Tags: Вахтангова, Виктор Добронравов, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments