bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На «Хованщину» - хотя на все сто была уверена, что опера – совершенно чуждый мне жанр.
И… подсела.



Вот тут второе: попытки смотреть и слушать оперу в других театрах проваливались: я скучала, ждала окончания… то есть – «больше никогда».
И опять шла в МАМТ. Только в этом театре я вновь и вновь становилась «опероманкой», несмотря на то, что профессионально смотрящим и полностью понимающим постановки этого жанра, конечно, не стала…

Касательно «Сказок Гофмана»… Каждый раз, гуляя по фойе МАМТ, я останавливалась перед эскизами декораций к этому спектаклю художника Валерия Левенталя. Любовалась и думала: как же хорошо, и неужели на сцену это может быть перенесено без существенных потерь?
Сразу скажу: да, декорации потрясающие. Пожалуй, именно они «сделали» половину спектакля. Вторую половину «добрали» за счет сюжета, музыки, актерского и оркестрового исполнения.
Музыку написал Жак Оффенбах, автор знаменитейших оперетт – и это единственная, написанная им опера. Ну… по моему непрофессиональному мнению оперетты у него получались лучше. Хотя «баркарола» здесь несомненно прекрасна.

Немного слабоват сюжет. Поэт Гофман, в ожидании встречи со своей возлюбленной, певицей Стеллой, рассказывает о прежних своих любовных привязанностях, каждая из которых была разрушена злым человеком или злым роком.
Со Стеллой у него тоже ничего не получилось, ибо он был отравлен… и, что удивительно, меня это нисколько не расстроило.
Мне просто не понравился ни герой, ни актер. Не вдохновила ни сама история, не почувствовала я в исполнителе Поэта настолько энергетичного, что к нему тянутся все потрясающие женщины. Даже псевдобогемный костюм (длинный шарф, бесформенная кофточка) смотрелись на нем не интересно, блекло…
А уж первая история – пылкая любовь к механической кукле Олимпии… ну, это вообще какая-то глупость. Ибо девица настолько механистична, что это, без сомнения, и через волшебные очки видно. Тем более Поэту стыдно: не почувствовать фальши, влюбившись в робота.

Парадоксально, но настоящим героем в спектакле был персонаж очень отрицательный. Точнее, это были персонажИ отрицательные: Дмитрий Ульянов сыграл и спел Линдорфа / Коппелиуса / Дапертутто / доктора Миракля. Не могу сказать, что злодеи сильно отличались друг от друга, все очень злые и немного комичные… Но намного более яркие, чем Гофман.

Еще, как бы это смешно ни звучало, очень хорош был Кирилл Золочевский в ролях «слуги всех господ» - Андреса / Кошниля / Питикиначчо / Франца. Собственно, слуга – это персонаж третьего плана… но кем бы артист ни был: лаборантом-механизмом, гондольером или пожилым Францем, «обрабатывавшим» святой водой и крестом платяной шкаф после появления оттуда демона-Миракля… Определенно хорош!

Ну, и Лариса Андреева/Никлаус – то ли верный друг, то ли влюбленная девушка, следующая повсюду за Гофманом в мужском платье, то ли его Муза…Вот несомненно замечательно поёт, а в последней сцене еще и играет.

Спектакль был посвящен памяти Вячеслава Войнаровского.
И всё-таки в нем всё и всех победила сценография – начиная с пустой сцены в начале, по которой служители закулисья таскают декорации, костюмы и световые приборы… И потом – когда с поскрипыванием механизмов (да, это даже немного банально… но это так прекрасно!) пустая сцена в секунды превращается в…
Это просто фантастика!

Tags: МАМТ, опера, спектакль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments