bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Ревизор. Театр ОКОЛО, 14.01.2021.

Пьеса Гоголя проутюжена по любым направлениями и знаема наизусть всеми, от пионеров до пенсионеров.
Но ставят ее постоянно, ибо – хороша.
Так что вполне можно увидеть постановку «как автор написал», на которой крепко спят пенсионеры и солдаты и бесятся школьники. Можно еще и известных актеров на главные роли позвать: даже они не откажутся иметь в своем послужном списке пьесу классика.
А можно взять, скрутить пьесу в жгут, вывернуть наизнанку, ободрать с нее шкуру, выпотрошить… Ты сидишь потом и думаешь: ух ты, стопроцентный Гоголь… и совсем-совсем не Гоголь… а если Гоголь – почему я этого никогда не видела/не замечала?



Спектакль идет всего полтора часа – в нем очень мало от текста пьесы и очень много от фантастической реальности Гоголя.
Про текст. В этих полутора часах спектакля его хорошо если треть…при этом все мы, знающие содержание, смысл пьесы получим полностью. Тут и голодающие Хлестаков с Осипом в трактире, и письмо, полученное Городничим, и две огромные крысы - то ли во сне, то ли не во сне: вон они, по сцене вытанцовывают, скребутся, нюхают… и не уходят.
И взятки есть, и жена с дочерью Сквозник-Дмухановского – а Хлестаков почему-то больше благоволит к пожилой женушке… И отъезд внезапный на одну минутку… на один день…

Всё это за полтора часа, половина из которых покрыты не словами, а скрипами, стонами, посвистами, щелканьем, рычанием…
А еще – текстом выступления Олега Каравайчука, гениального и в чем-то безумного композитора, который своим фальцетом говорит о Гоголе… в общем, странные вещи говорит о нем.

И действие происходит в странном каком-то, нереальном месте, где день и ночь - одна только ночь. Где нет ничего, кроме матрасов, и один из них даже вместо иконы наверху висит. А вот люстра хрустальная – на полу валяется. И сверкает-светится-переливается картинка с Эйфелевой башней – когда Хлестаков о Петербурге рассказывает… Да какой Петербург! Он и рядом со столицей не был, с чего бы – ведь из этих мест, как известно, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Да, странное место, где обитают то ли еще не ставшие людьми, то ли уже переставшие ими быть (может, оттого и нельзя глядеться в зеркало? а хочется…). И общаются это нелюди посвистыванием да пощелкиванием, и одеты они нелепо, и истории у них какие-то нечеловеческие, и внешность – крыса так крыса, ничего страшного; а если в детстве мамка зашибает, то чем человеку потом пахнуть, как не водкою?

Кабы Хлестаков и правда был из Петербурга, он бы заметил неладное, да бежал бы, пусть голодный и безденежный, не чуя под собою ног. Но он и сам их такого же нереального местечка, где крысиные норки вместо дверей прогрызают.

Есть в спектакле одна сцена, где Хлестаков из «неведомой зверушки» превращается в человека – пусть смешного враля (это для нас, которые «человеки» и в натуре). Абсолютная пустота в нем (она у всех там, на сцене) заполняется ФАНТАЗИЕЙ. Пусть рассказываемое им смешно и неправдоподобно, но в этом – появление хоть поверхностной мысли, которая и делает человека – человеком. И пусть себе сверкающая башня Эйфеля стоит в полностью выдуманном Иваном Александровичем Петербурге – всё лучше, чем «уссатый-полосатый» матрас-икона в норке Городничего.

И уезжая, Хлестаков скажет всем, что ему никогда так не было хорошо, как в этом городе. И взятку финальную, если разобраться, он не возьмет.
Может, хорошо-то ему оттого, что он почувствовал в себе человека, а не то внешне человекообразное нечто, которому надо пустую головушку мокрой тряпкой остужать.
Tags: ОКОЛО, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments