bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Шутники. Сатирикон. 15.01.2010. Прогон

Второй раз посмотрела прогон "Шутников" и удивилась изменению собственного восприятия по некоторым сценам и исполнителям.
Видимо, Евгений Марчелли спектакль крепко «подвинтил»... ну, и я всё-таки о постановке думала-думала, и до чего-то додумалась.


Фото: А.Иванишин. С сайта Сатирикона

Начну как бы с не самого значительного.
Почти на все роли расписан один состав. Из «дублей» дважды видела Марину Иванову в роли Улиты Прохоровны, и это было очень хорошо.
А вот по исполнительницам роли Верочки... Видимо, мне теперь, при очередных просмотрах, придется изворачиваться, стараясь попасть именно на Анну Петрову, хотя даже похожи девчонки внешне...
Но у Петровой и Илья Рогова (Саша) такой роскошный дуэт получается! При первом просмотре я их чуть ли не на первое место среди понравившихся актеров поставила. Буквально веришь, что эта смешная парочка и правда будет жить долго и счастливо, вместе умнеть, взрослеть... стареть... а потом, через много лет, и умереть в один день могут.

Вторая актриса играет хорошо. Это всё, что я могу сказать и по роли, и по ее дуэту с Роговым, и по встроенности в общую картину спектакля.

Постановка по-прежнему делится на три части: основная — яркая вставка — основная. Сейчас серединка уже лучше ложится в основное действие, оно понятно, откуда там «танцуется» (сейчас попробую рассказать, как поняла). Но понятно, в основном, тем, кто классический текст Островского знает... а многие ли его знают, пьеса ведь не из самых популярных.
Впрочем, даже не поняв, что там и оттуда, зрители посмотрят с интересом: это ярко, неожиданно, и очень точно по большинству эпизодических характеров.

Дело тут вот в чем. По пьесе — бегут, значит, Оброшенов и Саша через базар. А там многолюдье: народ свои вопросы решает, ругается, кокетничает, торгуется, сплетничает, песнями жалостливыми развлекается... Скажет один человек слово, да и исчезнет, а собеседник его подзадержится на беседу с кем-то другим.
А у Саши и Павла Прохоровича свои проблемы, так что на чужие разговоры и лица они ни на гранулу миллиграмма не отвлекаются, не видят-не замечают чужих проблем.

Но Евгений Марчелли, оставив часть этой пустопорожней базарной болтовни (о ценах, о чужой свадьбе...), взял, да и заменил случайный рыночный народец на Снегурочку и Мизгиря, Бориса и Катерину, Паратова и Огудалову...
Но — как не было нашим героям дела до цен на сукно да мыло, до пошива сюртуков и девичьего кокетства — у них своё: 300 рублей срочно нужно, и с Верочкой поругался...
...так не волнуют их ни Снегурочки печальная кончина, ни страшная погибель Мизгиря, ни то, что Катерине без любимого Бориса — хоть в реку с обрыва, ни будущее бракосочетание Гурмыжской, ни история про сиротку, оставленного на чужом пороге...

Вот с Верочкой бы помириться — это куда серьезнее.
А я так и усмехнулась: часто ли мы все по сторонам на посторонних людей смотрим, да ушки к их проблемам склоняем? Своё, самое не крупное, куда важнее, нежели страшная погибель Мизгиря... или кого-то там еще.

Замечательно играет Алёна Разживина Анну, дочь Оброшенова. Умница редкостная — уважаю я таких людей. С одной стороны, готова всю себя в жертву папеньке да сестрице отдать — по сути, уж и отдала: кому она, «перестарок», в 28 лет, да без приданного нужна?
С другой стороны — и умна, и хитра. И в финале, спасая семью, она, пожалуй, именно себя на самую высокую ступеньку ставит: ишь, как, с гордо поднятой головой, уходит. Ведь и правда: теперь, когда богаты стали, кто ж над ними шутить станет. Они и сами кого угодно осмеют и осрамят.
Что еще хорошо: играет актриса прекрасно, реакции на события, вроде бы даже случайные, являются абсолютно точными — и ни одной ошибки она не сделала ни разу, общаясь с Хрюковым. Чем мало того, что купца, богатого самодура (но не глупого человека) напрочь покорила - но и составила просто замечательный дуэт с таким наитончайшим актером, как Денис Суханов.

На Суханова,когда он на сцене, я смотрю не отрываясь, ибо актер — любимый. Но и не только из-за этого. Как же удивительно, до гранулы миллиграмма, точен он в своих сценических проявлениях! Он может создать и сыграть целую историю из совершенных мелочей: как бровь поднял, как глазом повёл, как руку на колено положил...
Вот, например, та сцена, когда он вошел в «заднюю дверь»... и тут же, через глоток воздуха, который превратился в горловой спазм, из этой двери вышел. Ибо увидел такое, чего увидеть не ожидал. И заворчал он на Анну, мол, без твоего разрешения сяду, не от дурного характера или злости — это он так от себя самого смущение прятал.

Ну, вот и сложится еще одна хорошая семейная пара. Анна умница, она не криком, руганью и поучениями,а где лаской, где строгостью приручит своего самодура, приучит к хорошим манерам.

Еще... Мне за это должны оборвать в Сатириконе уши и перестать пускать на порог... Но на втором прогоне мне в первый раз за все годы/десятилетия, что я хожу в этот театр, очень понравилась игра Константина Райкина. Настолько, что впервые захотелось одарить его цветами и максимально громкими аплодисментами.
Он очень «головной» артист — словно бы, как в юности, долго репетирует свою роль перед зеркалом, пока не добьется стопроцентного идеала и самому себе не понравится. Вот и играет совершенно идеально... только люди-то вокруг (актеры и зрители) меняются... а идеал остается всё тем же идеалом.
Но в роли Оброшенова он словно бы слегка приглушен, равномерно перемешан с коллегами. Прекрасно солирует. Но не сам по себе, а в хоре других замечательных артистов. И даже первое появление героя — когда он придумывает, куда бы объявление о сдаче квартиры повесить — теперь не выглядит дооолгим соло, а «подложено» под «выключите свои мобильные телефоны», поминутно туда вписано и... Ну, просто очень хорошо!

Посему — театр с очень удачной премьерой. Дай бог ей успеха, зрительской популярности и долгих лет жизни.
Спасибо актерам — ах, как все хороши!
И огромная благодарность Евгению Марчелли, который подарил замечательному театру Сатирикон и нам, верным его почитателям, счастье: постановку, которую хочется (и будем!) смотреть снова и снова.
Tags: Денис Суханов, Евгений Марчелли, Сатирикон, прогон, репетиция, спектакль, театр
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments