bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Мы. Большой Театр Кукол (Спб). Гастроли в Москве. 12.11.2019.

В короткий период моего непосредственного общения с театральными куклами, я больше всего полюбила тростевые. Они, что ли, самые «человечные» и легко превращаются во «второе Я» того, кто их держит в руках.


Фото с сайта БТК</span>

В спектакле БТК работают гапиты — это неоформленная основа, «скелет» тростевой куклы. И выяснилось, что еще не одушевленные прикосновениями человека-художника и человека-артиста гапиты эти — самое, что ни на есть не-человеческое, страшно бездушное...

Это то, что в спектакле отождествляется с понятием «мы» (при отсутствии личностного «я»).
С фразой Замятина про справедливейшее распределение: тонне — права, грамму — обязанности, и про то, что ощущение себя, как одной миллионной частью тонны должно буквально приковывать каждый грамм (то есть каждую человеческую индивидуальность) к единому всеобщему и всеобъемлющему счастью, у меня «срифмовались» строчки Маяковского: «единица — вздор, единица — ноль» и «единица — кому она нужна?!». Замятина я перечитала (точнее даже — прочитала); Маяковский когда-то уже очень давно возмутил меня отрицанием моей (и своей, кстати) индивидуальности. Получилась у них необходимость добровольной передачи души в общий бесформенный и серый (из-за смешения цветов) комок пластилина, который дозволено произвольно мять: у Замятина — Благодетелю, у Маяковского — Партии.
Впрочем, Маяковский вывел себя из этой массы, поставив «точку пули в своем конце».
Замятин поступил (не с собой, а со своим героем) мягче и одновременно страшнее: он оставил его жить, сохранил в нем все основные человеческие функции (есть, спать, работать, отдыхать, совокупляться), но полностью изъял из него душу, в которой было — любить, радоваться, страдать, хотеть, жалеть, фантазировать...

В романе Замятина люди, при помощи особой дрессировки и, не в последнюю очередь, последовательной навязчивой пропаганды, были превращены в манекены.
В спектакле БТК еще страшнее: здесь гапиты, которые и изначально не есть человеки, были превращены к финалу в нечто абсолютно, стопроцентно античеловечное.

Хотя — сначала в каждой из этих «заготовок» была искорка (заготовка) души — ну, а как же, ведь их водят руки живых творческих людей - кукловодов. И у каждой был шанс постепенно, по капельке выдавить из себя раба, бездумного болвана, и, взрастив душу, превратиться в человека. Через что-то нормальное, живое:любовь, творчество, нетерпение, желание познавать... да даже через простую простуду («счастливый человек обязан быть здоровым»)...

У каждого!
Не случайно исполнители роли нумера D-503 меняются. У каждого (и даже у всем довольного Благодетеля) внутри есть бутон души, который может раскрыться... но будет выжжен безжалостным облучением.
Прекрасная I-330 в финале погибнет. D-503, чья страсть еще недавно буквально выплёскивалась сквозь красную пограничную линию (там - «мы», здесь — сидящие в зале «я»), воспримет гибель сначала своей любви, а потом и любимой, совершенно равнодушно. Ведь никто не лишил его возможности есть, спать, работать, отдыхать, совокупляться...
Да, теперь не будет не только музыки Баха, но и песен группы «АукцЫон».
Ну и что? Останется же грохот работающей мясорубки — 4 сонаты в час можно для себя проиграть.

И не противно, и не страшно. Потому что этих понятий там у них, за красной линией, просто не существует.


Tags: БТК СПб, гастроли, куклы, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments