bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Венецианский купец. МХТ. 29.10.2019.

Забавно: такое популярное произведение, как «Венецианский купец», относится к совсем небольшому числу произведений Шекспира, которые для меня «табула раса».
Забавно и то, что его относят к шекспировским комедиям (впрочем, и «Мера за меру» там же).



Ну, а я, не будучи обремененной никакими знаниями о содержании, выстраивала свое мнение о произведении, исходя из того, как это срежиссировано и как сыграно.
Срежиссировано (реж. Е.Половцева), в общем, неплохо. Сильно зацепил финал 1 действия, когда само небо, кажется, ополчилось на человека и сыплет ему на голову сначала холодный снег, а потом и булыжники; а он, маленький, стоит внизу, недоумевая: за что ему такие несчастья?

Что до актеров, то, при наличии в постановке очень неплохой МХТовской молодежи (Д.Стеклов, например, всегда задерживает на себе моё внимание), абсолютными лидерами на сцене являются Сергей Сосновский/еврей-ростовщик Шейлок и Артём Быстров/купец Антонио.

При этом, не знаю уж, как трактуют образы и произведение в целом, но для меня Шейлок явно перевешивал чашу весов сострадания.
Вот хороший человек Антнио — всем помогает, все его любят... но когда случилось страшное, все активно помогали ему только словами... что, все венецианцы и единого скуди не имеют, чтобы человека от неминуемой гибели спасти?
Да и сам Антонио... Как над человеком издеваться, так он в первых рядах, а как платить по векселю неустойку, на которую сам же и подписался — сразу забыл, что есть честность купца и начал «праздновать труса», активно намекая на изменение договора

Не знаю, как там было при Шекспире во взаимоотношениях между евреям и носителями «христианской крови», но спектакль-то мы смотрим сегодня. К тому же это не историческая реконструкция: декорации условные, костюмы, прически и грим вневременные... «Так это ж про меня, про нас про всех».
То есть, по сути, это история про молодых да бОрзых, которых хотел наказать старик... да не вышло. Самого его обидели-оскорбили так, что ему теперь смерть краше продолжения жизни.

А молодёжь — она танцует. Деньги и здоровье есть — чего не потанцевать?
И ничего за душой.
Деньги все разбазарил — да ничего, сейчас в долг возьмем. Девушку из дома увел, а теперь бросает — ерунда. Колечко, что любимая на палец одела на веки вечные, чтобы и похороненным в нем быть, тут же другому человеку отошло — мелочи, оно ж вернулось. Драгоценность, цена которому определяется не деньгами, а памятью, на сущую ерунду ради блажи выменивается — а вот захотела, и выменяла. Сказал, что жену свою молодую ради жизни друга погубить готов — ну, сказал, так это же так, в запале...

А может, так и надо жить. А все беды ростовщика от гордыни, от того, что не захотел человеком второго сорта себя чувствовать.
Вот тебе за это и наказание от нас, от истинных хозяев жизни...

В общем, печальный такой спектакль.
Танцы — танцами, а горе — вот оно, через сцену тихо бредёт.
Tags: МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments