bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Король Лир. Сатирикон. 02.07.2019.

Вчера я простилась в Сатириконе с «Королем Лиром». Знаю, что жизни ему осталось еще целых два спектакля, но... я вот так решила.



Дело в том, что в последнее время я не так уж и часто пересматривала эту постановку Юрия Бутусова. Антона Кузнецова в роли Эдгара видела всего-то второй раз, а он уж вон сколько играет...
Наверное, у меня случился «пересмотр»: количество виденных «Лиров» составило несколько десятков, спектакль, вместе с фрагментами декорации, стал потихоньку терять свою наимощнейшую вначале энергетику...
В общем, постановка стала редкой записью в моей репертуарной книжечке. По сути, за два последние сезона я его вчера в первый раз посмотрела...

Я хорошо знаю, как провожают спектакли. На последнем будет переаншлаг (кстати, хороший такой аншлаг уже вчера был), горы цветов, слезы зрителей и артистов. А главное, будет очень горькое ощущение потери, ведь очень средним спектаклям о школьниках и геях можно жить, а прекрасная постановка уйдет навек... навек... навек...

Не хочу этого. Давно спектакль не смотрела, ну, и сделаю вид, что, по той или иной причине, я вновь и вновь пропускаю его. Но он есть.
Впрочем, отчасти он будет жив: запись постановки имеется, и она совсем не плохая. Коль мысли черные к тебе придут — можно откупорить шампанского бутылку и пересмотреть «Лира».
***

А когда-то...
Это тоже был июль, 13 лет назад.
Первый прогон спектакля, на который распорядились пустить всего 50 человек... ну, было 54 (с нами).
В антракте, после того, как бравурный «Цирковой марш» прозвучал в сцене ослепления Глостера, все эти 50... ну, 54 человека бегом выскочили в фойе... Не было сказано ничего членораздельного. Были большие слёзы, отрывистые фразы, незнакомые люди хватали друг друга за руки, прижимали к себе...
Я потом написала: «Это настолько СИЛЬНО... настолько заряжает и в то же время выжимает "всухую"... Посему - рекомендую некурящим взять с собой сигареты, а непьющим - хотя бы маленькую фляжку коньяка. Чтобы выжить...».

Вот так и началась долгая, по сатириконовским меркам, жизнь потрясающего спектакля, который потрясающий режиссер поставил при поддержке потрясающих актеров.
Были вынужденные замены актеров, были гастроли, были полные и не совсем полные залы. Были очень разные рецензии и многочисленные зрительские отзывы.
Спектакль то взлетал на немыслимую высоту, при его просмотре становилось трудно дышать, и слезы заливали глаза.
Было и так, что «Лир» игрался просто как хороший спектакль.

Мне всегда нравилась первая сцена. Она и игралась каждый раз немного по-новому, как бы с лукавыми взглядами на зрителей и на партнеров: а ну-ка, как мы сегодня — рванём? А эти, в креслах — захотят ли они нас понять, будут ли счастливы, выйдут ли из зала потрясенными?

А мы, постоянные зрители, каждый раз пытались разгадывать загадки «Короля Лира», очень наивно трактовать особо «нелинейные» сцены и... Может быть, это и не наша заслуга, но ведь вернулся же в спектакль исчезнувший было оттуда «Цирковой марш»!

Можно долго говорить о каждом герое и каждом персонаже.
Конечно, Глостер (Денис Суханов) — мой главный герой. Как он виртуозен! Его и в анонсе тогда назвали «виртуозно-пластичным»... так и есть. (А Аверина «брутальным» назвали, между прочим).

Вчера, на моём последнем спектакле, увидела потрясающе дополненную сцену падения Глостера «с обрыва»: не просто прыжок, а предварительная подготовка к нему души и тела: неуверенность, метания и... «Его убить могло воображенье».

Кстати, сцена ослепления Глостера теперь яркая и многолюдно-подвижная. И среди всей этой суеты — почти сошедший с ума от боли старик, который забивается в щель между пианино. Для него нет яркости и многолюдия. Есть только бешеный, давящий КРИК «Циркового марша».

Ну что ж...
Жалко спектакль, если честно. Очень жалко. Пусть он уже не молод — и это видно... Но ведь достойной замены «Лиру» в Сатириконе нет, увы...

Помню, как я привела дочь на один не самых плохих здешних спектаклей. Потом, конечно спросила, как ей?
Она долго молчала. Потом: и что, ради вот этого надо было снимать «Макбетт»?
Вот так...
***
Желаю Сатирикону новых постановок — уровня «Макбетта», «Чайки»... И «Лира».
Пусть всё у театра будет хорошо.
Пусть всё будет хорошо у любимых актеров.


Tags: Агриппина Стеклова, Денис Суханов, Марина Дровосекова, Сатирикон, Тимофей Трибунцев, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments