bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

«Чайка» Свердловский театр драмы, Ебург. В рамках фестиваля «Фабрика Станиславского». 14.06.19.

Хороший спектакль поставил в Екатеринбурге питерский режиссер Григорий Козлов.
Я сидела и завидовала фотографам: у них есть возможность «остановить мгновенье» - а там были такие прекрасные мизансцены! Я просто любовалась.


Всё было красиво, ясно и просто. Без шума, криков, излишнего хлопотанья и кучи-малы на сцене.
Всё именно так, как Чехов написал.
Трактовки всех персонажей и событий вроде бы наиклассичнейшая классика. При этом пьесу знаешь практически наизусть, а смотришь с восторгом.
Может быть, потому, что в этой наиклассичности вдруг словно колокольчик тихонько звенит, помечая замеченное режиссером и сыгранное актерами впервые. Уж сколько раз «Чайка» перечитана, и сколько спектаклей по ней отсмотренно... А вот поди ж ты...

Первое действие (в него, как в большинстве случаев бывает, объединены три чеховских действия) — словно бы отдано на откуп писателю Тригорину. Всегда думаешь: сколь же талантливы или бездарны два писателя, действующие лица пьесы... каждый раз по-иному выходит.
Этот Тригорин однозначно талантлив. Настолько, что это именно он координирует и подправляет события в усадьбе Аркадиной-Сорина, - даже ремарки произносит.
Я было его напрямую с Антоном Павловичем связала, и даже начала сводить действие пьесы с личной жизнью писателя... Не получилось. Ну, пусть не Чехов, но явно — Автор. «Я не люблю себя, как писателя» - не потому, что пишет плохо, а потому что очень многие талантливые люди критичны к себе до невероятности. И то, что «в купальне, рыбу удит» - это не «заработался», а — что лучше, чем тихое времяпрепровождение, когда никто не отвлекает, способствует придумыванию очередного «сюжета для небольшого рассказа».
Он преодолел бы в себе страсть к писательству, если бы жил в таком имении? Как же! «Мне надо писать!» - и брошено всё: не выловленная рыба, не законченный разговор... Убежал, но вернулся: хочется всё же понять, что чувствует молодая девушка, хочется сделать ее в рассказе не фальшивой...
...и любовь тут ни при чем.

Очень умный, работоспособный и талантливый писатель. А то, что поддался на провокацию Аркадиной... Ну, он же еще не старый мужчина — 40 лет ему будет не скоро. К тому же - «когда хвалят — приятно», а Аркадина дама тоже не глупая, знает, за какие струнки подёргать и в каком месте монолога по-актерски ударение сделать.

Второе действие отдано Треплеву. Теперь он — с постоянным листом бумаги или блокнотом, постоянно там, в сочинительстве. И не надо его отвлекать ни Маше с мамашей, ни даже Нине: присели — он выслушал ее, как-то отреагировал... и опять к своим записям.
А застрелился... пожалуй, вовсе не от признания Заречной в любви к Тригорину, а от внезапно пришедшего осознания себя, как «маленького писателя», которому не везет... да и не повезет, потому что пишет он хуже не только Тургенева, но и Тригорина. И лучше никогда писать не будет — ибо сколько уже напечатано модных рассказов, которые начинались вовсе не с того, что героя разбудил шум дождя, а с гона слов, мало имевших окончание к «новым формам».
***
В спектакле нет актера, который был бы не на своем месте. Все хороши, и у каждого звенит тот звоночек, помечающий новое... Ну, как рассказ Аркадиной про «романы, романы» и очаровательного Дорна, что был всегда в центре событий — заставил напрячься семейство Шамраевых.
Или — мячик, что выпал из разжавшейся руки Сорина и запрыгал-заскакал... И рассказ Аркадиной про подаренные ей венки приобрел какой-то иной смысл.

Нет, определенно — хороший спектакль. Есть в нем настоящее, важное - как среди почти условных декораций возник настоящий письменный стол под зеленым сукном.
Жаль, смотрела его издалека. Ну, да это был мой собственный, вынужденный выбор...
Tags: Губернский театр, Чехов, спектакль, театр, фестиваль
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments