bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Дневник Анны Франк. Симоновская сцена Театра им.Вахтангова.28.05.2019.

Несмотря на то, что опять сидела в зале — лучше не бывает (искренняя благодарность милым женщинам на рассадке), я заранее внутренне сопротивлялась тому, что мне покажут. Я не читала сам дневник девочки-еврейки из Голландии, которая более двух лет провела в убежище, спасаясь от фашистов. Но я посмотрела материалы в Википедии. Их много — видно, что люди занимаются темой много лет и делают это от души.



Но — в этот теплый весенний день я прошлась по веселому Арбату в настроении, сочетающем наровно «всё хорошо» и «всё плохо», и, если честно, с большим удовольствием посмотрела бы какой-нибудь милый водевильчик.

И я знала, что эта 13-летняя забавная девчушка, которая ищет карандаш, чтобы сделать в новом альбомчике первую запись, проживет еще только два года. Это будут не лучшие в ее жизни годы, длинные годы страха и ожидания.
Потом кто-то предаст, и из всех тех разных по характеру и возрасту людей, что проживали в убежище, в живых случайно останется только отец, Отто Франк.
А девочка 15 лет умрет в концлагере от тифа, лишь совсем не намного пережив старшую сестру — вот эту рыжеволосую дылду-плаксу в очочках...

Спектакль поставлен вроде бы очень просто, без особых режиссерских изысков и фантазий. Под убежище приспособлено пространство Симоновской сцены, из декораций — стулья и стол, да кособокий шкаф, который и в действительности перекрывал проход между помещениями убежища и складом, в котором днем в будни работали люди.

Очень хороший подбор актеров. Так и хочется сказать - «именно такие». С разными характерами и привычками, они на месяцы были объединены в тесных помещениях убежища.
Я еще подумала: выжить там можно было только объединившись, слившись в единый организм, при этом словно бы растворившись в небытии... Так и было: там, «на воле» их не существовало, и никто, за исключением буквально двух человек, взявших на себя ответственность за их жизни, не мог бы сказать, где они и что с ними.

Но при этом люди есть люди. И, раз они живы, они не могут «раствориться». Они — ссорятся, мирятся, выясняют отношения, влюбляются, мечтают. Жизнь продолжается даже вот в таком постоянном ожидании страшного конца: хочется помыть голову лавандовым шампунем, и детей надо учить истории и правописанию, и хочется потанцевать и пофлиртовать, и праздник все равно будет праздником.

Всем хочется жить. И почти все умрут. В конце каждый расскажет о своей грядущей смерти. Или жизни — это Отто Франк, кстати, человек очень умный, честный и добрый; таким и должен быть главный человек в этом месте — пусть и никто его не выбирал, но — воистину главный.
Единственная, чья судьба осталась неизвестной — Мел Гиз, та, что осуществляла связь обитателей убежища с внешним миром. Я еще подумала: а ведь ей, наверное, более страшно, чем им: ведь если связь Мел с евреями будет раскрыта, ее ждет не менее страшный конец... к тому же, случись я не ее месте, надо мной постоянно нависал бы еще один страх: вдруг что случится со мной (болезнь там, несчастный случай) — укрытые люди тогда просто погибнут. Это двойной страх, и даже страх в квадрате — и за себя, и за тех, кого ты вынужденно «приручил».
Прочла потом в той же Википедии — Мел Гиз и ее муж дожили до довольно преклонных лет. Слава Богу.

В общем, спектакль очень хорош. Молодежи в зале много, но все сидят, слушают внимательно, тишина полная (но всё равно найдется хотя бы один человек, который будет в тишине и темноте «лайкать котиков»).

Особенно хороши две сцены: предфинальная (и, увы, понятно, что дело идет к финалу — печальному), с велосипедом, соломенной шляпкой, радостными лицами взрослых, которые уже там, в своих мечтах, как наяву...
И еще одна. В убежище надо быть максимально тихим, чтобы никто не понял, что там есть люди. И только вечером и ночью, когда уходят работающие на складе... Так вот, просто превосходно сделаны те несколько минут, которые отделяют тоскливо тянущуюся тишину от возможности не только потанцевать, но и... просто в туалет сходить.
Tags: Вахтангова, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments