bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Брак поневоле. Мольер во флигеле МТЮЗ. 21.04.2019.

При написании «Лекаря поневоле» Мольер означил возраст главного героя, Сганареля, 52 годами. Возраст для тех, мольеровских времен весьма почтенный.
На самом деле даты жизни Сганареля можно обозначить так: 1654-2019.


Фото Елены Лапиной с сайта МТЮЗ

В 1654 году он был рожден пером великого французского драматурга — в 2019 году убит режиссером Александром Плотниковым во флигеле МТЮЗа.
Как именно убит? Утоплен. Ведь в начала эта синяя тряпка, похожая на большую скатерть с каймой, была «представлена» нам, как море — а в конце Сганарель лег в его «волны» - и замер. До поклонов, конечно.

Произошла небольшая путаница. Мы было решили, что режиссер «Брака поневоле» и «Танцплощадки» - один и тот же человек. Ибо и там, и здесь — Саша.
И принцип постановок настолько похож, что даже подумалось: а хорошо ли эксплуатировать одни и те же находки? Может, стоит развиваться дальше?
А именно. Оба спектакля идут немногим больше часа. За основу обоих взято конкретное произведение (Мольер и Уильям Сароян), вокруг которых сплетены кружева из практически случайных слов, действий и фрагментов. И там, и там обошлись малым актерским составом 3-4 человека.

При изучении сайта сначала показалось, что «Саша» сменила фамилию: «Танцплощадку» ставила Саша Толстошева (хочется еще раз напомнить эту фамилию, ибо спектакль её хорош очень). Но... если это была одна и та же «Саша», то она сменила не только фамилию, но и пол.

«Брак поневоле» напомнил не только другой «флигельный» спектакль. Мне кажется, его режиссер вдохновился «Чайкой» Юрия Бутусова, ибо то там, то тут появлялись «метки»: то звучал французский шансон, рассказывающий про падающий снег... то засыпали сцену белые лепестки (или это мотыльки порхали). В общем, в короткой этой постановке выявилась масса больших и малых заимствований...

Ну, и еще одно. Даже в Википедии статья про «Брак поневоле» неполноценна. Ибо нет там упоминания прекрасного спектакля, который игрался в Сатириконе: «Брак поневоле» был первой частью «Квартета», в котором, кстати, множество ролей играли лишь 4 актера (но КАКИХ! Актера!!!).

Что же до спектакля по Мольеру во Флигеле МТЮЗа... Собственно говоря, вещичка эта простенькая, необязательная — она и игралась когда-то ради увеселения знатной публики; наверняка и автором текста рассматривалась, как «бравада, шизофрения, буффонада, коррида бреда». Наверняка при исполнении «Брака» хорошо принимались актерские импровизации.

В МТЮЗ именно импровизации взяли верх над мольеровским текстом. Их было много. Очень много. Слишком много.
Иногда они были чертовски хороши — и смех вызывали, и грусть, и удивление от неожиданного поворота.
Иногда (чаще, к сожалению) были бы хороши для студенческого капустника, где над гэгами, радуясь узнаванию, хохотали бы свои.
А тут... ну, что сказать: импровизационные батлы, где ситуации рождаются прямо на глазах у почтеннейшей публики, бывают более точными и смешными, чем этот хорошо отрепетированный спектакль.

При этом не могу сказать, что не понравилось.
Во-первых, приятно было вспомнить пьесу Мольера и услышать прекрасную музыку Люлли.
Во-вторых, приятно было увидеть Илью Смирнова. Мне очень нравится, с каким серьезным лицом он умеет шутить. И к списку ролей, которые он играет в театре (актер, выходя из роли в «Браке поневоле», его озвучивает), я бы еще добавила Чака и товарища Флавия. Хотя Пингвин у него, конечно, прекрасный.
Понравилось то, как актер отреагировал на «четвертую стену», с какими сложностями ее миновал. Но почему-то потом он ходил туда-сюда через эту стену свободно... А это уже недоработка (если нам энное количество раз показали «червя» - почему здесь повтор невозможен был?).
Понравился философ Панкрас (он же — Панкдва), живущий где-то наверху башни... видимо, из слоновой кости. И понравилось, что советы Сганарелю — жениться ли тому — он дает при помощи текста гоголевский «Женитьбы».
Понравилась открыто-закрытая дверь.
Понравилась история про мальчишеский дневник с одной-единственной написанной там фразой.

А больше всего понравилось сказанное в зал одним из героев: «Я в своей жизни видел всего один хороший спектакль. И то он уже не идет».
Может, смысл театрального искусства не в том, на резинке клоунский носик или без нее. А в том, чтобы кто-то (актер или зритель) сказал про главный спектакль в своей жизни. Что-нибудь типа: «Видел я однажды во Флигеле...».
Для меня один из таких хороших и настоящих — тот самый Мольер в Сатириконе, где несчастный Сганарель пытался понять, нужно ли ему жениться на Доримене...
Спектакль помню, словно видела его вчера. И так жаль, что он уже больше десяти лет не идет...

За приглашение на спектакль благодарю МТЮЗ.
Социальные сети театра:
ФБ https://www.facebook.com/moscowtyz/posts/972520946124422
ВК https://vk.com/moscow_tyz
Инстаграм https://www.instagram.com/moscowtyz/

А также ЖЖ-сообщество moscultura, лично atlanta_s.
И еще обратите внимание вот на это: сообщество московских блогеров MOSCULTURA, здесь публикуются подобные приглашения.
Tags: МТЮЗ, благодарность, блогпоход, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments