bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Царь Эдип. Театр им.Вахтангова. 22.12.2018.

При всей моей любви и глубочайшем уважении к Театру Вахтангова, я повторяю там только два спектакля: «Бег» и «Царя Эдипа».



Ну, «Бег» - это понятно, это Бутусов…
А «Эдип» просто очень нравится; трагедия затянула в свои сети, и очень хочется вновь и вновь сопереживать ее героям.
Спектакль этот не длинный, но есть в нем глубина, в которую ныряешь, раз за разом добывая жемчужины смыслов.

«Эдип» объединяет «век нынешний и век минувший»: рядом с юным воином с копьем, что скачет, скачет по сцене со своей игрушечной лошадкой, горожане в недорогих костюмах для офиса, а сам Эдип появляется то в царском облачении, то просто в белоснежных брюках и рубашке (да еще с саксофоном в руках).

«Эдип» объединяет и людей разных стран и народностей. И дело тут не только в том, что в постановке, что идет на сцене московского театра, принимает участие настоящий греческий хор. А в том, что главное действующее лицо трагедии – Судьба, которая не разбирает людей по расам, народностям и положению в обществу.
Если будет угодно будет Богам или кому-то из тех, кто перерезает ниточки наших жизней, можно вознестись на самый верх, а можно… вот накатит на тебя огромная труба-каток беды – и не выскочишь ведь; не убьет – так искалечит, не искалечит – так просто вывернет жизнь наизнанку.

Труба-каток (в которую смело заглядывает мальчик-воин и через которую проходит Эдип) – это просто фантастическая придумка сценографа А.Яцовскиса. Смотрела спектакль и издалека (как в этот раз; красивая, кстати, общая картинка) – даже в этом случае финал, когда маленькие, еще вчера беззаботные девочки в белых гольфиках из последних сил пытаются отодвинуть несчастье, производит огромное впечатление. А уж когда сидела совсем близко и вот эта махина, не сдерживаемая никем и ничем, покатилась прямо в зал, и на краю остановилась буквально чудом… это было совсем немыслимо. И очень страшно.

И еще одна очень важная тема – взаимоотношение родителей и детей.
Судьба судьбой, и от того, что решили Боги, не уйдешь… НАВЕРНОЕ не уйдешь.
Кто знает, если бы когда-то Лай и Иокаста не искалечили своему трехдневному первенцу ноги и не обрекли его на верную смерть… Ну, может быть, можно было бы как то задобрить, уговорить, отодвинуть предсказанное. И не было бы потом так больно и безнадежно… Да. Ведь в той ситуации, что получилась у Эдипа, выхода нет никакого…
(Кстати, обратила внимание, что в сцене ссоры Эдипа и Креонта, Иокаста отправляет царя домой тоном не жены и не царицы, а именно матери, рассердившейся на чересчур расшалившегося малыша).

Ну, и наконец, спектакль просто очень красив. А какая музыка Ф.Латенаса!
И Виктор Добронравов в роли Эдипа – это великолепная актерская работа.
А еще Людмила Максакова, Евгений Князев, Виталийс Семёновс, Максим Севриновский… Очень нравится Воин Павла Юдина.
И – уже упоминавшийся хор старейшин. Для меня подобное звучание – внове, но как же эти песнопения «зацепили» меня в этот раз!

Tags: Вахтангова, Виктор Добронравов, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments