bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Гамлет. Реж. Ю.Бутусов. Театр им. Ленсовета. Гастроли на сцене РАМТ.

Я ездила в Питер на прогон «Гамлета», так что вчера повторяла просмотр.
В 2017-м написала про общие впечатления. Буквально на следующий день, перемалывая в жерновах извилин впечатления, подумала, что писать надо было про другое и о другом.



Я хорошо знаю, как удивляет и даже смешит наше зрительское восприятие тех, кто причастен к созданию постановок. Но это всё мой личный взгляд... и если он не совпал с режиссерским, то либо я полная дура, либо создано произведение многослойное, в котором узор может меняться, как в калейдоскопе, и зависеть от угла зрения.

Вот первый «Гамлет» от Бутусова, игравшийся в МХТ. Конечно, его можно было смотреть, как «неладно что-то в Датском королевстве», хотя финал, с общей гибелью героев под выплески ярких конфетти наводил на мысль, что это всё «театр, всего лишь театр».
Я же смотрела спектакль об изначально дружном и равноправном существовании очень неординарных людей... Потом всё изменилось, и один из них, переступая через упавших, вырвался в первачи (а у Высоцкого, кстати, рифмуется «первачи» и «палачи»); второй пристроился рядом; третий начал пытаться что-то исправлять... Но весь мир, державшийся на изначальной дружбе и равноправии, встал дыбом, потом рухнул — и придавил собою и правых, и виноватых.

В Ленсовета Юрий Бутусов выпустил «Гамлета», незадолго до премьеры став в первый раз отцом. Уверена, что он не мог не думать о судьбе своего ребенка, и вместе с этим — о судьбах всех детей, которым приходится выживать в нашем безумном, безумном, безумном мире. Выживать, и сохранять честь и достоинство, развивать ум и талант тогда, когда на каждом шагу их ждет «плевок в достоинство из недостойных уст».

Вот — в буквальном смысле этого слова ЗОЛОТОЙ, нежный и избалованный ребенок в одночасье узнает, что «всё неладно в королевстве Датском», что любимый отец, опора и надежда, убит. Что отчим, по свойски сажающий к себе на колени, не только хам и пьяница, но и убийца. Что мать, сколь не швыряй в нее правдой, равнодушно возляжет с новым мужем на засаленные простыни. Что прекрасная родина превращена в пункт сдачи стеклотары (и даже Офелия утонет в посверкивающих волнах из пустых бутылок). Что друг на самом деле — не друг и не враг... а так (и ты, кстати, этого «а така» равнодушно отправляешь на смерть, хотя тот виноват лишь в том, что совсем не хотел, а вот попал «в запендю»).
Золото платья сменяется джинсами невнятного цвета, и голову можно совсем не мыть...

А где же спасаться? Если только - «наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые». Те, кого уже нет, но кого хранит глубокая, как колодец, память, придут к тебе в тот момент, когда стоишь на краю — и, по сути, спасут: покатают на закорках, ласково погладят по голове... Может, только эта память и даст тебе, плачущему от бессилия, силы идти — и сражаться.

Офелия... Девочка, у которой отобрано всё, даже пол, превращенная в механическую куклу-робота — братом, который боится быть ласковым и добрым; хлопотуном-отцом, суетливо, словно таракан, мечущимся по столу. Девочка, которая, только сойдя с ума, вернулась к себе, настоящей — и ах, как славно они с братом сидели бы рядом на берегу реки и счастливо улыбались друг другу... Если бы знать...
***

А в общем, спектакль хорош тем, что он многослоен и дает возможность смотреть его по-разному. И разное видеть.
Прекрасные работы актеров (все, без исключения, отчаянно хороши). И можно просто любоваться происходящим на сцене, а можно глубоко задуматься: почему тот или иной персонаж в ту или иную минуту времени делает и говорит ВОТ ЭТО. (А лучше всего, конечно, это совмещать).

Костюмы... Можно удивляться странности и невнятности. Но вот — Гамлет беседует с матерью, и тут же, напротив друг друга, расположились Призрак и Клавлий. Первый — истый царедворец, весь в белом. Второй — в какой-то черной робе...
Но не говорите, что только Гамлет видит отца: мать следит за ним взглядом, а отчим... в следующей сцене он мимикрирует, переодевается «в правителя». И тоже появляется на сцене в белом костюме.

А как работают свет и — тени! Особенно хорошо, когда тень ОТЦА ведет рядом с собой двух ребятишек — наверняка счастливых.

Так что, как ни крути, спектакль этот надо бы смотреть и пересматривать.
Чтобы в очередной раз попытаться сложить из фрагментов постановки полноценный (лично для меня) паззл.
А еще — спектакль настолько ярок и мощен, что хотелось бы почаще купаться в его энергетических волнах. Но, увы: Питер хоть и близок, а, как локоток, его не укусишь (точнее, иногда изворачиваешься... но редко).
Tags: Ленсовета, Юрий Бутусов, гастроли, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments