bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Лицедей. Табакерка. 12.10.2018.

История ходит по кругу.
Когда-то давно (кажется, в 2002 году) молодой режиссер Миндаугас Карбаускис поставил на сцене Табакерки «комедию, которая на самом-то деле трагедия, или наоборот» про актера государственных театров Брюскона, который на протяжении почти трех часов сценического времени собирается играть в захолустном городке Утсбах (280 жителей!) пьесу собственного сочинения (не сыграет).
Спустя 16 лет я наконец-то «выловила» спектакль (он идет сейчас очень нерегулярно) на сцене Маяковки — театра, который уже несколько лет возглавляет маститый режиссер Миндаугас Карбаускис.

Вот так. Идут годы, и даже десятилетия — а Брюскон все репетирует комедию собственного сочинения «Колесо истории», и всё никак не может ее сыграть.



Будь моя воля, я бы приглашала на этот спектакль актерских поклонниц из числа тех, кто фанатично выстаивает в уме долгую и счастливую жизнь с нервно-изысканным Гамлетом или благородным Атосом. Ну, просто чтобы посмотрели, какова она — изнанка изысканности и благородства и на какой куриной лапше и кровяной колбасе на самом деле строится театральный романтизм.
Конечно, фанатки не поверят: ведь их герой — именно Герой и на сцене, и вне её. А вот этот самый Брюскон — что-то невнятное, непонятное и даже противное.

А на самом деле — всё так и есть. Конечно, в пьесе и в спектакле ситуация несколько утрирована, да и «брюсконы» театральные — они все разные, со своими личными странностями и заскоками...

Я уже много лет возле театра, совсем близко от линии рампы, и даже позволяю себе иногда перенести через нее ногу туда, в «волшебный мир кулис»... И тут же бегу обратно, в зал: «Я лишь зритель. Это разумней» (с).
Потому что процент моего внутреннего безумия явно недостаточен, чтобы соответствовать тому, что там происходит.
Ну, например (это я к спектаклю возвращаюсь) начинает трактирщик рассказывать заинтересованному Брюскону свою историю, и тот внимательнейше слушает... до тех пор, пока сначала зрители, а потом и расказчик не понимают, что лицедей не услышал (не захотел услышать) ни слова. (Потом, когда выйдет жена трактирщика, это неслышание и неслушание будет еще утрировано).
Лицедею все равно, перед кем ему сыграть себя добрым, искренним, любящим — и вот он уже путает партнеров, обещая не дочери, а сыну покупку бального платья. Он потрясающе отыграл эту искренность; а то, что партнер не подхватил... так то вина партнера — дебила и антиталанта.
Или — попробуйте не сказать актеру, что он гениален. Это надо долбить раз за разом. И это не только про то, как он играет на сцене. Это — как он одевается, смотрит, смеется, ест лапшу... Малейшее отклонение, например, на актерское «провальный был сегодня спектакль» нельзя ответить: «да, нынче что-то не на все сто» - из многолетнего друга вы превратитесь в персону нон грата...
Или бесконечные перестановки реквизита, пробы голоса и интонаций... ох, не дай бог назвать лучшим действительно хорошее, но лицедею не нравящееся...

Но самое главное: мне сейчас хором возразят все лицедеи. Мол, всё не так, да мы другие, это не про нас... Да-да-да, обязана подтвердить я: конечно, это не про вас. Это про... так против кого вы сейчас дружите? Да-да, это исключительно про него/про нее.

Андрей Смоляков, играющий актера государственных театров Брюскона — потрясающий. И Брюскон его — тоже потрясающий. Потому что то, как он играет на немногочисленных партнеров (трактирщик с женой, супруга Брюскона и его дети) — это Театр наивысшей пробы. В котором утрировано, и в то же время доведено до гениальной точности каждое движение, каждый взгляд, каждая интонация...
Все прочие на сцене, сколь бы хороши они по факту ни были, воспринимаются Артистом в лучшем случае, как спарринг-партнеры. А чаще — как боксерская груша, на которой отрабатываются удары... то есть — движения, взгляды, интонации.

Правда, тут вот в чем проблема: лицедей настолько уходит в оттачивание своего внутреннего совершенства, что всё больше теряет связь с обычной, сиречь нормальной жизнью. В бездонную кроличью нору своей души он пытается затянуть и окружающих... а может, все эти бесконечные репетиции имеют обратный смысл: убрать у других естественность, пусть будут только более-менее глупыми тенями про себе, Великом.

Но ведь однажды спектакль не состоится. Или провалится.
Это было бы смертью, если бы рядом не оказывались те, в ком души не только лицедейские, но и человеческие.


Tags: Табакерка, актер, режиссер, спектакль, театр, театр Маяковского
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments