bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Франкенштейн. (Версия: Виктор Франкенштейн – Ли Миллер; Создание – Камбербэтч).

…вчера я с ужасом (для семейного бюджета) поняла, что потратила за лето на сидение в кинотеатрах больше денег, чем трачу за полгода на театры (для тех, кто не в теме: для меня 10 театральных заходов в месяц – это нормально… ну, может, чуть маловато).
Это всё «Франкенштейн» - угораздило же англичан снять спектакль на видео, да еще привезти его в фанатствующую Россию!

Впрочем, скорее всего на вчерашнем просмотре я свои кинопоходы завершу.
Объясняю.


Да, спектакль срежиссирован, оформлен и сыгран так безупречно, что удалось сохранить если не всю, то бОльшую часть энергетики постановки. А она, эта энергетика, такая… что… ой, мамочки – сперва с ног сбивает, а потом уволакивает в глубокий омут, откуда с трудом выберешься.
Но дело тут вот в чем: энергетика эта зафиксировна раз и навсегда, ее восприятие зависит исключительно от твоего внутреннего настроя. Это – в отличие от театров, где раз от раза изменяется очень многое (надо только суметь встроиться в эту самую меняющуюся энергетическую волну).
В общем, я безумно завидую тем, кто смотрел постановку в театре – да еще, в отличие от меня, не нуждаясь в текстовом переводе.

Однако и в этот, предположительно последний просмотр «Франкенштейна» - это было великолепное зрелище!
Насмотревшись за предыдущие «разы» спектакля досыта… ну, или, по крайней мере, утолив жажду, я могла смаковать зрелище по капелькам.

Потрясающе с самого начала – когда рука Создания, видимая только контуром, выглаживает «чрево» изнутри. Потом – рождение, появление на свет существа, беспомощного, как младенец с еще не обрезанной пуповиной. Сам момент, когда Создание окончательно расстается с утробой – это вспышка света, яркая, страшная, как… немыслимая боль.
Вчера опять наслаждалась тем, как Бенедикт Камбербэтч играет первые минуты земного существования Создания – с точностью каждого микродвижения: обратите внимание, что иногда ему не удается синхронизировать тот или иной жест, потому что отдельной от остального тела жизнью живет… скажем, палец ноги.
Камбербэтч, между прочим, выдерживает эту рассинхронизацию Создания до последних сцен, что логично: если нашелся человек, который упорядочил его мозг настолько, насколько герой с абсолютного нуля смог впитать в себя знания, то постановка мимики и жестов у Создания природная – раз мышца повела руку налево – значит, так и надо.

Очень понравились опять же мелочи: как Создание, пользуясь незрячестью учителя, дотягивается пальцами босой ноги до снега; как оно, садясь, подтягивает бесформенные штаны, чтобы… не вытянулись на коленях; как удивляется: да, Земля вертится – кому же это не известно; как слегка касается руки Женщины щекой, чтобы тут же отпрянуть в потрясении; как судорожно целует в лоб потерявшего сознание Франкенштейна…
(Надо сказать, что во второй, менее нравящейся мне версии спектакля, тоже есть свои «фишки» - скажем, то, как Франкенштейн/Камбербэтч произносит «СКУЧНО!» - и зал немедленно взрывается общим криком УЗНАВАНИЯ; или незапланированное: на поклонах Франкенштейну падает на лоб капюшон парки – а он это обыгрывает в повторном поклоне).

…Вчера вечером видела социальную рекламу про «равные возможности» - в школу шествовали веселые здоровые ребятишки и ехал инвалид-колясочник.
А теперь представьте, какие «равные возможности» он получит, если недобрая учительница воспримет его, как дополнительную неоплачиваемую заботу, а родители первоклашек не объяснят чадам, что нужно всемерно помогать…
Тот же ребенок-инвалид, виноватый только лишь в том, что он НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ – будет получать постоянные тычки, затрещины и насмешки, в конце концов просто озлится… и если дано будет ему достаточно здоровья для сопротивления – пусть поберегутся «обычные»!

Финальные титры «Франкенштейна» идут под ту же музыку, под которую Создание впервые встречает рассвет. Музыка – потрясающе красивая. А сколь красива сцена пробуждения – когда гаснет сонм звезд в небе, и разгорается заря, и взлетают стаи птиц, и зеленая трава (ее можно есть – открытие!) омывается дождем. Когда впервые возникают еще невнятные ЗВУКИ, один из которых определяет восторг, другой – удивление, третий – недоумение…Первый неумелый смех – когда так забавно шуршат страницы книги…

И сразу же – осознание своей нестандартности, «инвалидности», потому что Создание, рожденное для жизни скорее доброй, чем злой, чувствует не только теплоту солнечных лучей, но и – в первые же минуты – боль от ударов палками, камнями… Он слышит слова, смысла коих не понимает, но интонация которых ранит не меньше, чем брошенный камень…

Его бьют даже тогда, когда он помогает, делает добро, хотя от того, что на глаза фермерам попался не маленький обаятельный гном, а урод – суть его помощи не изменилась. Вот только с гномом или с эльфом милые и добрые люди готовы были шептаться, Создание же они сразу начинают бить… ЗА ЧТО?
И тогда оно перестает отвечать на крохотную доброту еще большей добротой, а на щедрость – щедростью.
Оно делает то, о чем, кстати, читало в книгах: на зло отвечает злом. Громадным. Убийственным.

Создание – как гениальный ребенок, которому Судьба подарила немыслимый ум… но огорчило и физическим уродством.
Он – тот, кто никому не нужен. А ведь он УЖЕ ЕСТЬ.

И попробуйте хоть в чем-то осудить этого монстра, ибо, что называется, не он первый начал – с самого начала.
Ведь не он же просил создавать себя из кучи отбросов – да еще и с такой ужасающей внешностью.
И – ведь и правда не пришел бы Виктор Франкенштейн на встречу, если бы убит был не его маленький брат, а половина города лежала в тлене.
И – не погибла бы милая Элизабет, если бы раньше Франкенштейн не убил Женщину, которое его Создание успело полюбить. (А как не полюбить, кстати, если эта Женщина была… Господи, какой она была очаровательной! И правда – царица снов!).
***

Всегда мне не хватает времени на то, чтобы написать много текста по разным направлениям от разных впечатлений…
Вот – очень хочется написать про ту же Женщину Создания… и про Элизабет…
И – подробнее описать эту потрясающую декорацию.
И – про костюмы.

Наконец, хочется посравнивать две версии «Франкенштейна» - благо, нас порадовали РАЗНЫМИ видеосъемками.
Последнее, возможно, будет сделано. Ибо энергетический поток «Франкенштейна» очень просто поменять: достаточно пойти в кинотеатр в том день, когда роль Создания будет исполнять Ли Миллер.



Tags: "Франкенштейн", Бенедикт Камбербэтч, видеозапись, спектакль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments