bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Человек из рыбы. МХТ. 06.07.2018. Прогон.

Обычно я вылетаю из театров, как писал Исаак Бабель, «истерически воспламененная» - и стараюсь как можно быстрее сбросить эмоции на клавиши компа... Иногда через несколько дней, приходит другое, уже не первоначально эмоциональное, осмысление увиденного. Хочется переписать ранее написанное. Ну, или что-то в него добавить.

Так получилось, что с прогона «Человека из рыбы» (спасибо огромное хорошему человеку за возможность увидеть прогон) я чуть не сразу прыгнула в машину и уехала в места, с театром никак не связанные. Ну, а там тоже не до философских и т. п. размышлений было...
Сразу: понимаю, что постановку надо бы пересмотреть, и я это всенепременно со временем сделаю... Если, конечно, у «Рыбы» будет долгая и хотя бы относительно счастливая жизнь на МХТовской сцене.

Посему — фрагменты эмоций, разбавленные фрагментами размышлизмов.

Публика разделилась на восторженно восхваляющих прогон/премьеру, отторгающих увиденное и затаившихся в напряженном ожидании того, что же скажут «понимающие».
Лично я не приняла этот спектакль с абсолютным восторгом; впрочем, далеко не все постановки Юрия Николаевича мне хочется бесконечно повторять из зрительного зала.
Был момент, когда на «Рыбе» стало скучно до зевоты и я даже поняла тех, кто зал покидал.
Были моменты таки именно абсолютного восторга...

Но тут вот что.
Я (пальцы веером), типа, знаток того, что Юрий Николаевич делает в театре. Посему — ждала набора определенных приемов, и, через них, определенных эмоций. Что-то получила точка в точку — хотя бы «танец рук» Л. Пицхелаури. Двигается она в таком стиле не в первый раз (а почему не подвигаться, когда у нее ТАКИЕ руки-птицы?). Тем более, что тут публика однозначно будет в восторге.
Было много громких криков, громкой музыки, лилась вода... это ожидаемо и это почти всегда мне нравится (к тому же вода и огонь — свечка в руках Бенуа — всегда увеличивают энергетику зрелища). Правда, временами музыкальный трек несколько напоминал богомоловскую подборку... может, МХТовская сцена определенные мелодии притягивает?

Вот всё это в спектаклях Бутусова может активно нравиться... или активно не нравиться — но это приемы, «крючочки», которыми режиссер ловит зрительские души (а кто-то с крючка срывается и уплывает с криком «безобразие!»).

И вдруг — Бутусов как бы перестал быть Бутусовым. Вернее — он стал для меня как бы новым, непривычным Бутусовым.
Второе действие, начавшееся с монолога Бенуа с шикарным превращением того в «Свободу на баррикадах», вроде бы ничего такого не предвещало...
Но потом практически закончилось действие и начались монологи... даже так: скорее чтецкие, нежели театральные монологимонологимонологи сразу трех женщин — как понимаю, они должны были сплестись воедино, как сплетаются в одну косу волосы двух Маш в «Чайке»... Мне показалось, что этого не произошло. Слова не дополняли, а словно бы глушили друг друга — по мне, так выделялся исключительно монолог Салмановой, и почти случайная, малозначительная фраза в нем о походе с дочерью в кино обернется трагедией в действии третьем.

Честно говоря, финала второго действия я ждала в полусонной тоске, с желанием выползти в фойе и размять ноги...
Но его финал был — как наиярчайшая вспышка. Точнее — как серия вспышек. В принципе, это была одна из составляющих «бутусовского стиля»: удивить, ослепить (а он ослепляет иногда, и не меняя освещения) — как шаровая молния врывается что-то... бац! И слов не нужно. Дальнейшее — молчанье...

Я тут недавно, после просмотра «Дачников» по Горькому, написала, что чеховский Лопахин ратовал за то, что на месте имения Раневской поселятся некие новые, интересные люди... и просчитался. «Новые люди» застроили территорию гнилыми домишками, замусорили все вокруг и занимаются исключительно сплетнями, пустой болтовней и интрижками.

На Караванной, там, где идет вечный булгаковский снег и светит зеленая лампа, тоже поселились «новые люди».
Филологи.
И... я не осуждаю и не наезжаю, ибо все работы хороши, но — кому они нужны, эти новые литературоведческие и т. п. работы? Ну, друг друга они, возможно, и читают — и то не факт. Потому и сидят в безделье, пьянке и словоблудии (кстати, оно характерно для большинства современных пьес — в них очень, через край много не значимых слов, а вот главное слово так и не произносится; не потому, что нам надо его додумать — его просто не имеет в виду автор).

Хороша предфинальная сцена, монолог Салмановой о девочке, попавшей в «приемник», в руки-плавники страшных и бездушных людей из рыбы.
Ну, и финал превосходный. Эти алые «французские» береты, блестящие мыльные пузыри... А вот куда, раздевшись, бредет Дима, герой М.Матвеева? Мы сидели так, что край правой стороны у нас срезался. В одном из отзывов прочла, что там — холодный душ...
Если так, вся финальная веселуха сводится в нуль, а то и в минус...
Хотя я не поняла, почему именно Гришу, героя М.Матвеева, вырвали из общей эйфории?

Кстати, я, может, и зря написала, что в «Рыбе» Бутусов новый, нетипичный.
Всё традиционно: он, как всегда «ставит призрачный ответ и не находит нужного вопроса».
Ну, а мы...
Мы пытаемся препарировать текст пьесы и постановку, стараясь добраться «до самой сути».
Тут ведь много трактовок возможно... Молчу уж о возможности яростного «дрянь и ерунда» и такого же яростного «чудо и прелесть».

А я опять «выловила» несколько самоцитат Юрия Николаевича (те же руки-птицы, например). Кто б взялся об этом работу написать? А может, и рано это делать... Возможно, режиссер доведет взаимопроникновение постановок до 100%. Этакий паззл сложится...

...В общем, написала много, и не написала ничего дельного. Лоскутки, фрагменты... Как в современных пьесах: много никчемных слов...
Бенуа/А.Бурковского вот все хвалят, а я не похвалила... Хотя хорош... ну, просто прекрасен.
Вот честно: если б меня «Рыба» восторгнула, пересмотрела бы ее встык с прогоном. Но — надо ж будет еще заставить себя это сделать...

А то, что публика уходит...
Вспомните премьерные «Чайки»: фанаты тогда на четвертом действии могли бы даже и лежать в опустевших первых рядах. А что сейчас? Аншлаги.

Кстати, вы обратили внимание, что из фотографий с прогонов/премьеры — только любительские, с поклонов?
Ну, пусть здесь будет сам Юрий Николаевич Бутусов:



PS Пока писала, в ФБ-группе МХТ появились фотографии Е.Цветковой.


Tags: МХТ, Юрий Бутусов, благодарность, прогон, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments