bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Приглашение на казнь, РАМТ. 01.12.2011

"Догадал же меня черт родиться в России с умом и талантом!" (с)
Эту фразу Пушкина – да в эпиграф к роману Набокова и спектакля РАМТ…
Впрочем, не в России тут дело.
Вторая цитата – уже из Высоцкого: «Ясновидцев, впрочем, как и очевидцев во все века сжигали люди на кострах». Да-да, во все века. И на всех просторах всех родин, на каком бы континенте они не находились…

«Гносеологическая гнусность», «непрозрачность»… да мало ли определений можно придумать для человека с умом, талантом, добротой, искренностью… со всей массой ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ качеств в том месте, где плохо раскрашенные говорящие куклы растят и воспитывают свои аналоги с головами, набитыми опилками, кричалками, вопилками… и категорически не наполненными никакими хоть сколько-то непримитивными мыслями.

С печалью констатирую, что такие, как Цинциннат – «непрозрачные» - и сами понимают, что их дело не кончится миром… Иногда – пытаются встроиться «в систему», соответствовать ей. Иногда – начинают бороться, немного наивно надеясь, что битва со страшными великанами в форме ветряных мельниц принесет победу им – маленьким и одиноким…

Может быть, от их слабых попыток изменить мир, он и правда станет хоть чуть, на гранулу миллиграмма лучше…
Но только для самих цинциннатов эта борьба однозначно закончится приглашением на казнь: когда сшитое гнилое небо расползется на глазах, плоские деревья перестанут отбрасывать тени и начнут падать, падать, падать…
И единственным утешением в эту последнюю минуту станут далекие голоса ТАКИХ ЖЕ, КАК ОН, к которым и улетит душа. Улетит из этого мира плоских кукол с плоскими мыслями и поступками, с надеждой на обретение «второго, чтоб вытянул петь со мной»…
Но это слабое утешение.



Потому спектакль печален.
Хотя и очень красив.
Ибо автор пьесы Михаил Палатник, режиссер Павел Сафонов, художники Николай Симонов и Евгения Панфилова выстроили суженый до тюремной камеры мир Цинцинната, удивительно изобретательно, неожиданно, эффектно.

Но главное здесь, конечно, актеры.
Потрясающие Евгений Редько и Пётр Красилов – вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень, которым не дано сойтись по причине их совершенной РАЗНОСТИ – будто принадлежат они даже не к разным породам… к разным видам: если Цинциннат – Человек… а вот Пьер – кукла, только немного на человека похожая.
Красиловский герой как-то повзрослел за время его многомесячного отсутствия на РАМТовской сцене, оттого, потеряв юношеский неумный максимализм, стал просто гнусным – от первого своего появления…
А вот Цинциннат у Редько не изменился. Он все так же печален, умён… Он всё так же СВЕТИТСЯ.

Впрочем, в спектакле все играют хорошо. И Исаев с Гришиным – совсем разные внешне, а вот попробуй различи их в отдельные моменты: глупость и хамство едины и неделимы…
Женские роли – и Марфинька/Соколовская, и Цецилия/Матюхова – совершенно прекрасны… хотя и совершенно страшны.

А сколь безупречны на маденьких, кажущихся на первый взгляд эпизодическими ролях Сипин, Баландин, Чеховский…

В общем, идти на спектакль советую настоятельно.
Может быть, вначале прочитав роман.
Набоковское «Приглашение на казнь» - книга прекрасная. Сложная, конечно. Но – самая таинственная, самая сказочная, со словами, каждое из готовых блистает, как ограненный алмаз в прекрасно сделанном украшении…
Tags: Евгений Редько, РАМТ, спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments