bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Гамлет. Театр Ленсовета (Спб). 21.12.2017. Прогон.

«Догуливание» отпуска состоялось у меня в зимнем Питере и связано оно было (в основном) с прогоном/премьерой второй, после МХТ, версии «Гамлета», поставленной Юрией Бутусовым в театре Ленсовета.


Фото: Наталья Кореновская

Спектакль хорош. В нем масса эффектных фирменных бутусовских приемов. Например, музыки пусть не так много, как обычно, но подборка ее неожиданна и чертовски хороша. Меняются ликами и «раздваиваются» персонажи, и актеры играют их по принципу «быстро, как только возможно и еще быстрее». Неожиданный современный перевод текста Шекспира, который то и дело открывает скрытое ранее... и еще временами <слишком> замедляет и удлиняет действие.
Перестановка сцен по крайней мере один раз вызвала у меня восторженное удивление. Я как-то пропускала мимо ушей, что в двух почти что смежных сценах говорится о рыбе (ее тушка вещественно вылезает из-за декорации). В спектакле Бутусова сначала Гамлет, убив Полония, разглагольствует о рыбе, которая съела короля... а потом он, беседуя с Полонием, уже отправленным им на корм червям, «принимает» его за «торговца рыбой». (Мне кажется, что есть смысл над этим перевертышем получше подумать).

Назначение на роль Гамлета Лауры Пицхелаури лично у меня не вызвала ни удивления, ни, тем более, раздражения. Еще Алла Демидова когда-то говорила о своем желании сыграть Принца Датского (сыграла Гертруду, но у В.Плотникова есть серия ее фотопортретов а-ля Гамлет).
Пицхелаури — актриса очень сильная, а гендерная принадлежность здесь играет не большую роль (вон, Офелий в спектакле аж две...хотя вроде бы одна).

Здесь Гамлет — всего лишь ребенок, избалованная и залюбленная золотая девочка (в буквальном смысле слова — посмотрите, какую златоликую красотку высвечивает луч после ее встречи с Призраком). Выдавленная из зоны комфорта, одетая в мальчуковый костюмчик не по росту и таким же, не по росту, деревянным мечом вооруженная, эта Гамлет откровенно растеряна. И грубит она всем подряд, ибо в грубости и вине (а вина в Королевстве Датском — хоть залейся; и никто бутылки не сдаёт) скрывается от своего страха, от ответственности, от обязательств... от неизбежности смерти скрывается (пусть не сегодня и не завтра она случится — но беззаботные ребенок понял ее неотвратимость... и едва не сошел с ума).

Декорация — огромный белый лист, который то сократит игровое пространство, приблизившись к авансцене, то поднимется вверх и оборотится непрозрачным белым небом... которое возможно, после наступившей в финале черноты, упадет на землю, придавив к ней и правых, и виноватых...

Ну и — прекрасные актерские работы. Перечислять всех, кто понравился, не буду, ибо не готова сегодня разбирать их способы существования на сцене.
Троих же, однако, выделю особо: Роман Кочержевский (Горацио), Виталий Кулаков (Призрак), Сергей Волков (Гильденстерн). Но и все остальные — очень и очень.

...Что же до пролога - «нулевого цикла» с телефонным вопросом (без ответа): как умер Гамлет...
Я очень люблю, посещая прогоны или первые премьерные спектакли Юрия Николаевича, разгадать, какова будет его трактовка сцены или характера персонажа... В результате получатся две постановки: одна, гениальная - на сцене, вторая (довольно банальная и даже бездарная) трубами в моей голове.
В данном же случае... вот сколько смотрю — это первый раз: еще до фактического начала действия я поняла, как оно закончится. И жаль, что НЕ выход актеров на поклоны уже применяется — другими хорошими режиссерами, а то и он мог бы сгодиться.

Зато в начале меня ждала «обманка»: всё началось с пародийного «Убийства Гонзаго». Одни (на сцене) играли, другие (на сцене и в зале) смотрели... И я было подумала, что вот сейчас вновь будет про любимый и ненавидимый театр... Ан нет: про другое.

Напоследок история, которую я когда-то читала, и которая «рифмуется» с прологом спектакля.
В театре идет «Гамлет». Принц выхватывает кинжал и с криком «крыса!» бросается к ковру, за которым прячется Полоний. Громкий женский крик в зале: «Ах! Он его сейчас убьет!». И из другого конца зала насмешливая констатация в голос: «Не читала»...

Впрочем, мы все «не читаем» произведения, которые ставит Юрий Бутусов (даже если знаем их едва ни наизусть): режиссер все равно найдет что-то нами недочитанное... и потом обратит нам глаза зрачками в душу.
Tags: Ленсовета, Питер, Юрий Бутусов, прогон, режиссер, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments