bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Амфитрион. Мастерская Фоменко. 16.10.2017.

По рекомендации театральных друзей посмотрела вчера очень хороший спектакль и...


В общем, я, уже не в первый раз, не согласилась с трактовкой режиссера. Точнее, как зритель - увидела и почувствовала не совсем то, что было им в постановку заложено.
Мне, в общем-то, нравится, когда постановщик не объясняет, в какое место сцены мне нужно чаще всего смотреть и что именно там видеть. Нравится включать фантазию, собирать из кусочков-смыслов собственный паззл.

В данном же случае мне объявили, что «для Кристофа Рока это «пьеса о границах свободы и иерархии власти».
Но... вы извините, тогда ВСЕ хорошие пьесы исключительно об этом. Уедет Гамлет учиться в Виттенберг или будет мстить за смерть отца? Отправятся три сестры «в Москву, в Москву» или судьба накрепко привяжет их к маленькому городку? Помилует король Оргона или придется ему сидеть в тюрьме, а семейству — нищенствовать?..

Так что, куда не кинь, всюду эти самые «границы свободы» и «иерархия власти» (власти богов, начальства, обстоятельств...).
Главное, как преподнести материал. В данном же случае, по моему мнению, на сцене — комедия, близкая к комедии положений, а не проход к комедии через драму (см. страничку спектакля на сайте театра).

Ситуация здесь такая: Зевс возжелал близости с красавицей Алкменой и получил большую порцию нежности, явившись к ней в облике любимого мужа, Амфитриона (иначе — будь ты хоть трижды бог, ничего бы не получилось). Вскоре является муж, который в первый раз слышит от супруги, что он уже вчера приходил, одарил богатыми подарками и сам получил по полной программе и любовь, и ласку...
Всё усугубляется тем, что и слугу, трусливого Созия, полностью заменил собой Гермес... И Созию приходится на следующий день доказывать супруге, что он — это не он, а потому за собственные слова не отвечает.

Поверьте, всё это очень смешно, хотя немного и жалеешь персонажей, попавших в этакую «запендю».
И никакой «иерархии власти»: кто первый встал — того и тапки... то есть — кто первый пришел с войны, тот девушку и танцует.
Конечно, богам легче сменить личину, нежели простому смертному... но если бы Алкмена погасила все свечи в опочивальне (а не половину их), то и простой смертный мог обдурить соскучившуюся по любви красавицу.

...Вообще — главная прелесть спектакля — это его оформление. Так просто (и изящно повторено в программке) — всего лишь гигантское зеркало над сценой. Оно двоит и искривляет изображение. И сказка появляется уже в первой сцене, когда публика элементарно не понимает, где в реальности находятся отраженные Гермес и Ночь.

А дальше — Амфитрион один, но их двое... точнее — ЕГО двое. И Созия тоже — двое, да так лихо это получается, что реальный Созий совсем готов признать, что он — это не он, а он — это драчливый его двойник...

Зеркало удваивает число присутствующих на сцене... учетверяет... а то и еще больше увеличивает— ибо Алкмену и ее служанку Клеантиду играют сестры Кутеповы, а одна из них еще и облике ночи появляется.
Зеркало искривляет пространство, переводит горизонтальное в вертикальное, а то и вообще выстраивает облачную дорожку в небеса — очень красиво!

Так что минимализм оформления вдруг превращается в неожиданную и очень богатую сценографию, в которую вписаны замечательные актеры фоменковской Мастерской — особенно понравились мне Карэн Бадалов (Созий), Владимир Топцов (Зевс в облике Амфитриона), а также Полина и Ксения Кутеповы.

Спектакль славный, и я рекомендую те места, где сидели мы: ложа; мне кажется, что зеркало «работает» на высокие и дальние места лучше, нежели на партер.

Спектакль веселый... хотя, может, и прав режиссер: веселье тут через драму. Ибо от связи с Зевсом родит Алкмена великого Геракла (а от Амфитриона родится его брат-близнец Ификл). Но... ведь сложно жить, зная, что горячо любимая тобой жена изменила... пусть вроде бы не изменила... но ведь изменила же!
Да и, если кто интересовался дальнейшей историей, знает, что Геракл — это не только великие подвиги, но и кровавый след, тянущийся за Героем, убивавшим и друзей, и самых близких... и его страшная смерть.
Tags: Мастерская Фоменко, спектакль, театр
Subscribe

  • В окопах Сталинграда. МХТ. 04.06.2021.

    Спектакль очень хороший. Он хорош по тексту. Книга В.Некрасова очень сокращена, но 1 часа 20 минут вполне хватает на наше, зрительское…

  • Месяц в деревне. МХТ. 04.01.2021.

    Вот даже не знаю… Спектакль смотрела аж две недели назад, и всегда, когда что-то в театре нравится или не нравится, я хоть какую глупость, но напишу.…

  • Иванов. МХТ. Видеозапись.

    У меня в комнате висят часы, которые кто-то прозвал «еврейские»: часы как часы, только стрелки их движутся в обратную сторону. Это я к тому, что меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments