bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Старик и море. Чеховский фестиваль, сцена Театра им. Вахтангова. 30.09.2017.

Постановка легендарного Анатолия Васильева. Моноспектакль легендарной Аллы Демидовой (несколько безмолвных персонажей проявляются буквально фоном, дополняя наискромнейшую, но, как выясняется в процессе действия, эффектнейшую сценографию постановки). Музыка Владимира Мартынова.



Спектакль посвящен 100-летию легендарного Юрия Петровича Любимова (слово «легендарный» повторяю в третий раз – но так оно и есть). Я купила билет именно на 30 сентября – день юбилея Мастера.
Играется спектакль в зале Театра Вахтангова – на этой сцене когда-то начиналась актерская карьера Любимова; здесь он поставил свой последний спектакль по «Бесам» Достоевского (для тех, кто не знает: он в репертуаре, его можно увидеть).

Совсем недавно я рассказала своей театральной подруге о несбыточной мечте: вот если бы Высшие Силы могли остановить возраст актеров, не позволяя им стариться… Но только НАСТОЯЩИХ АКТЕРОВ, не сдерживая таковой у тех, кто может похвастаться лишь неплохой обученностью в театральном вузе и даже популярность. - но не истинным талантом.
Абсолютно уверена, что возраст Аллы Демидовой был бы зафиксирован, возможно, на тех ее годах, когда я увидела ее Театре на Таганке (кстати, там же я впервые увидела и постановку Васильева, и это было «Серсо»).

«Старик и море» - спектакль на первый взгляд очень скромный.
Стул и стол, на котором шляпа, кружка пива и пачка листов бумаги. Гарпун. Голубые полотнища на штанкетах, то медленно опускающиеся, то поднимающиеся.
Полная статика актрисы, одетой в черный костюм, и, почти не интонируя, читающей с листа текст Хемингуэя.
Пересказать его содержание для тех, кто не читал, очень легко, но и очень сложно. Потому что большая часть его ровная, как бесконечная гладь океана, по которой скользит лодка очень старого рыбака с очень молодыми глазами. Слепящие глаза блики солнца, летучие рыбы, лодки других рыбаков вдали… ничего не происходит до тех пор, пока на крючок Старика не попалась рыба-гигант, длиннее его лодки… Но и после этого мало что происходит: лодка день и ночь следует за рыбой, потом обессиленный Старик ее, еще более обессиленную, убивает гарпуном.
Ровный текст, ровный голос актрисы, равномерное колыхание полотен. Неслышно возникающая из глубины тень огромной рыбы…

Две яркие вспышки в ровном действии. Сначала уснувшему Старику приснился Лев – ярко-желтый, из сказочных китайских шествий, украшенный колокольчиками и очень смешной – он меееедленно пройдет через сцену, шевеля ушами и удивленно распахивая глаза.
И еще – взрыв блесток, словно миллионы морских капель, неожиданно взметнувшиеся над неподвижной гладью моря, когда РЫБА-НЕОЖИДАННО-ВЫПРЫГНУЛА-ИЗ-ВОДЫ!!!

Всё остальное – ровно-ровно… и я (сидящая, кстати, нехарактерно для себя далеко – на балконе) вдруг почувствовала фантастическую завороженность… голос и почти полная неподвижность актрисы буквально гипнотизировали: я поймала себя на том, что смотрю, сильно наклонившись вперед и буквально не дыша.

Потом – была битва Старика с акулами, приплывшими поживиться Рыбой. Битва, которую Старик проиграл.
Но – как это поставлено! Прежняя неподвижность актрисы, почти невидимой за придуманным Любимовым световым занавесом и даже голос ее – в записи…
Я немало смотрю в театрах; могу сказать, что редко какое из самых активно-подвижных действий может «переплюнуть» по всплескам энергетики вот эту статику!

В общем, впечатление от этого безукоризненно сделанного спектакля огромное.
А вот рекомендовать не могу. Но потому, что его четыре его показа, скорее всего, были разовой акцией в рамках Чехфеста, и останутся лишь в памяти тех, кто видел.

Я видела. Я буду помнить.
Tags: Чехфест, спектакль, театр, фестиваль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments