bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Франкенштейн. (Версия: Виктор Франкенштейн – Ли Миллер; Создание – Камбербэтч).

Удивительное дело: я, избалованная просмотром лучших спектаклей в лучших театрах Москвы, трачу свое время и деньги (немалые) на просмотр… видеоверсии спектакля. Видела уже 2+1 (разные версии) раза; уверена, что будет и 3+1… может, и больше.
 «Послевкусие» просмотра – терпкое, ярко выраженное… с желанием продолжить (прямо хоть сейчас).

Прошлым просмотром видела блок из двух спектаклей, несмотря на то, что так и не смогла абстрагироваться от первой (понравившейся гораздо больше), впечатления расплёскивала по поводу второй, которая была «сверху».
 (Вообще-то странно: спектакль, по факту, один и тот же… а разница огромная, и в исполнении, и в получении этого самого «послевкусия»).

 Прошлый раз писала о том, что Создание – это тень Франкенштейна. РАЗУМНАЯ тень, способная на самостоятельные действия, но не могущая жить без того, темной копией кого она является.
 Сейчас возникло другое сравнение: это – человек и его отражение в зеркале.
 Вот только – кто из них оригинал, а кто отраженная копия?
 (Когда-то давно, работая выставку, построенную на зеркалах, много про них читала. Наткнулась на легенду: мы, кажущиеся себе живыми, реальными - как раз и есть отражение…копия, посмевшая проживать свою собственную жизнь).
 Так вот – в какой-то момент казалось, что это странно изломанное, оборванное, косноязычное Создание, которого играет Бенедикт Камбербэтч, и есть ОРИГИНАЛ, в котором отразился человек-Копия.
 А правда: если один, всего за год, смог из бессмысленного комка плоти возвыситься до Человека с обширными знаниями, пониманием природы, поэзии, любви, окружающего мира и самого себя, а второй весь этот год просидел в своей комнате… и что он там делал? – да ничего, по всей видимости. Просто – сидел, теряя понемногу знания и расстраивая отношения с самыми близкими людьми – отцом и невестой… Кто из этих двоих более «сапиенс»? Кто достоин счастья и любви?

 У Константина Райкина есть щемящая фраза про ужас того, что «ты не нужен, а ты уже есть». Не нужным с первых мгновений бытия оказалось и Создание.
 Оно, как Адам, было создано своим Создателем – но ни райского сада не получило после этого, ни даже имени. Оно был изгнано не за грехи и даже не потому, что получилось таким уродливым. Просто эксперимент был закончен – и живое, дышащее, мыслящее существо было приравнено к грязи на лабораторном столе, от которой надо избавиться.
 Первое, что было в его жизни – это броски каменьями с «паровоза» и те единственные слова, которые постоянно будут звучать в его адрес (Создание их запомнит и произнесет, подавая гитару): «Пошел вон! Убирайся!».

 Потрясающая сцена первого утра Создания – с удивительной музыкой, восходящим красным солнцем, взлетающими из скирд птицами, проливающимся дождём и мягкой зеленой травой. Первые эмоции: вот так – вкусно, так – холодно, так – смешно.
 Родилось Существо, которое было открыто всему на свете – и красоте, и благодарности… Но в мире оказалось меньше доброты, чем жестокости – и ведь никто не научил тому, что на доброту надо отвечать добротой, а на зло… тоже добротой, а не еще большим злом. И – как остаться добрым, если зло человеческое по отношению к тебе становится совсем безразмерным…

 Удивительно играет Камбербэтч – вот хотя бы первую сцену, сцену рождения Создания. Она, кстати, у него длиннее, чем у Ли Миллера… но, вот честное слово – смотрела бы еще и еще… Я не знаю, как правильно – но Ли Миллер был сразу рожден с инстинктами: так надо поставить руки, чтобы оказаться на четвереньках… так – ноги, чтобы встать и пойти.
 У Камбербэтча же Создание (думаю, отчасти «спасибо» надо сказать сыгранной им роли Стивена Хокинга) рождается полностью раскоординированным – и какой наслаждение наблюдать, каким немыслимым способом изгибается его тело, чтобы зафиксировалось было самое простое движение! (Кстати, потрясающий актерский тренаж и пластика… молчу уж о красоте практически обнаженного тела)…
 Кстати, позже, в сцене у костра, Ли Миллер возьмет впервые увиденную им ложку пятерней – тогда как Камбербэтч… ох, это надо видеть, что он вытворяет с этой самой ложной и с куском крольчатины!
 Лучше Камбербэтч играет и в сцене с первым снегом: Ли Миллер удивился… зафиксировал в памяти… и забыл. Камбербэтча же снег притягивает, как щенка или совсем малого ребенка, и он играет с каждой снежинкой – не забывая при этом учиться и жаловаться на голод.

 Что еще? Ах да, финал…
 Создание, успевшее за три года понять, кажется, всю мудрость мира и испытать на себе всё… кроме смерти. Он – терял: друга и учителя, Женщину, которую успел полюбить…
 И Франкенштейн, в котором не осталось, кажется, ничего, кроме ненависти. Или – Элизабет была права, и движет им (и в этот раз, при погоне по вечным снегам) лишь гордыня – грех, который страшнее даже греха убийства…
 Двое, чьи ступни соединены вместе, протягивают друг к другу руки (зеркало!).
 Но… тянется рука Создания, отводится в сторону рука его создателя.

 Хотя никогда им не деться друг от друга.
 «Помянут меня, помянут и тебя».
 Да. Истории о чувстве, называемом ЛЮБОВЬНЕНАВИСТЬ, не имеют финала.
 Они вечны, как вечны всполохи солнца и северное сияние.

(И спасибо сценографам – настолько потрясающей идеи оформления, как в этом спектакле, я, пожалуй, никогда раньше не встречала).

Прошу прощения: запись категорически не хочет убираться под кат... попробую сделать это вечером с другого компа. 

Tags: "Франкенштейн", Бенедикт Камбербэтч, видеозапись, спектакль
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments