bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Пиковая дама. Коляда-театр в Центре на Страстном. 14.01.2017.

Спектакль хорош.
И хороши актеры. Не яркая массовка, а — когда произносятся монологи и диалоги.


Фото: Глеб Махнев
Например — Лиза (Юлия Беспалова) и Графиня (Вера Цвиткис).
Одна — перезревшая дура из понаехавших, отчаянно надеющаяся на явление белоконного принца, похожего на Наполеона. Пусть ничего из того, что он говорит и делает, она не понимает, пусть он хоть бьет ее, лишь бы любил... ай, да пусть даже бьет и не любит...пусть даже не на белом коне, а в белых валенках. Да пусть даже не принц вообще, а скрюченный бесенок — ничего, она от него, словно Библией, отобьется книгой для молодой хозяйки и немецко-русским словарем.
А пока — сидит возле своей «благодетельницы», «гнедиге фрау», только что к юбке не пришпиленная. И боится она эту свою благодетельницу, и ненавидит ее до печенок, но прогибается и выстилается, пока не крикнет о своей ненависти... и тут же опять начнет раболепствовать и выстилаться.

А Графиня — стара и глупа; от возраста глупа, не от рожденья. Как говорится, головой тряхнет — внутри черепа что-то покатилось-загремело... шарики по извилинам? Ан нет — это все мозги до шарика высохли и теперь в черепную коробку стучатся...
Но — в остром уме и неувядающей красоте своей уверена: вон как ножкой бьет да ручки выгибает, вон в каком белье — черно-красном, по совсем недавней, десятилетней давности, моде своего «Сен-Жермена» встречает.

Германн (потрясающий Олег Ягодин), вечно мерзнущий в российских снегах немец со своей постоянной правильностью (орднунг — порядок!), который вдруг, однажды, в одночасье сошел с ума. Виной презренный металл, за который вечно гибнут люди: деньги, прОклятые деньги, которые можно тихо и честно зарабатывать, а можно выиграть враз, да еще убив перед этим... И уехать... И не существовать, а жить. И пусть к твоему молодому прекрасному телу прикасаются пальцы прекрасных молодых дев, а не дур-камеристок и высохших старух в красном белье...

А безумие Германна — это когда он заговорил.
Не зло бормотал себе под нос, тайно ненавидя «друзей», которые на его родном, богом данном языке бормочут про «айн, цвай, драй», «данке шён» и «ихь либе дихь». И еще два слова знают - «чистота» и «ненависть». Так кто из них «немец», то бишь - «немой»?
С Лизой пытается объясняться по-русски, в ответ на ее стрекотание выбирая из копилки знаний русской «варварской» речи знакомые слова - «счастье и водка».
И дополняя их звуками прекрасной немецкой речи, где и Шиллер, и Гёте, и Шопенгауэр, и Мерседес, и Ауди...

Начав сходить с ума, Германн/Ягодин начинает не просто чисто говорить по-русски. Он говорит слогом Пушкина. При этом слог сугубо литературный он переводит в ритм и стиль бытовой, нервной, рваной речи — не теряя при этом ни гранулы миллиграмма смысла, написанного классиком.

...А в конце, уже в полном безумии, осталось с ним лишь невнятное бормотание: драй-зибен-асс-драй-зибен-асс-драй-зибен...».
Вначале было слово.
А в конце, видимо, его уже не будет...
***

Нисколько мне не казалось, что спектакль этот — про карточных игроков.
Если только за карточную игру принять всю нашу жизнь, когда готовы мы кинуть карты и с Богом, и с дьяволом, и с судьбой, и с соседом, и с самим собой...
Иногда — от отчаяния. Иногда — в наглой уверенности, что спрятанный в рукаве туз обеспечит нам выигрыш и небо в алмазах...ан нет там туза, и наша дама бита.

А еще увидела я спектакль про Россию.
В которой мечтают о трех волшебных картах, нежданном наследстве или хотя бы о том, что все само собой рассосется, без труда рыбка из пруда вытащится. В которой все уверены в собственной богоизбранности и величии страны... а сами страну эту, ее язык и людей тайно ненавидят, при первой возможности отъезжая в Берлин... в Париж... в Рим (исходя из моды на место).
В которой церкви сияют хрустальной чистотой, «белоснежные контрфорсы словно лошади воду пьют»... а вот и нет, не купола это вовсе, а белоснежность так просто залить вот этой яркостью, что в банках вокруг... неприятной, неживой такой яркостью.

В этой стране громко смеются на похоронах.
Здесь танцуют и долго-долго-долго-долго поют...

Здесь самое главное слово — ненависть. Исходя из него и живут. Даже если любят друг-друга...
***
Жаль, что в этот приезд ебургского театра я смогу посмотреть лишь "Пиковую даму". Что ж: буду читать отзывы других людей.
Tags: Коляда-театр, гастроли, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment