bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:
Ивонна, принцесса Бургундская. Театр Эрмитаж. 23.10.2011

Спектакль вынужденно перенесен на малую сцену. От перемены мест слагаемых сумма, к сожалению, изменилась в худшую сторону… Например, на сцене не поместилось вертикальное колесо, актеры работают на плоском заднике…потери вроде бы минимальны – но ведь не случайно художник «зарифмовал» два сценических круга… Оставшемуся кругу-помосту на сцене тесно: актеры пробираются бочком, теряют половину пластики…
В общем, тем, кто смотрит спектакль впервые – это всё, возможно, незаметно. Для нас, зрителей постоянных – почти что катастрофа.
Поэтому отсутствие одного из музыкантов воспринимается даже с некоторым облегчением: толпа на сцене несколько поредела, и, хоть сценический рисунок и потерял фрагментик экзотики – но Бог с ним, пусть остается, как есть!
А вот замена принца Филиппа (в связи с уходом из театра Ковальского на роль введен Назаренко) – сбой в работе спектаклевого организма очень заметен…
Я не хочу ругать нового исполнителя: он НЕ ХУЖЕ прежнего. Он просто – КАРДИНАЛЬНО ДРУГОЙ.

Впрочем, с самого начала.
Пересказать пьесу/спектакль можно. А вот трактовать ее однозначно и правильно… боюсь, что это не получится. Потому что текст написан польским абсурдистом Гомбровичем (пьеса неуловимо изменчива, в ней постоянно меняются жанры: интеллектуальная драма превращается в фарс, сатира срывается в мелодраму), да и поставлен спектакль Алексеем Левинским, режиссером, который в жизни и на сцене простых и объяснимых путей не ищет.

В кратком пересказе пьеса может выглядеть так: однажды принц Филипп, прогуливаясь вечером с друзьями, повстречал странную (настолько странную, что несколькими словами ее «странность» не опишешь) девушку Ивонну. То ли пожалел ее принц, то ли просто «взбрыкнул», пытаясь доказать, что право имеет делать так, как хочет, то ли и правда показалось ему, что влюбился – но только объявил Филипп Ивонну своей невестой.
И тут оказалось, что странная девушка Ивонна – это зеркало, которое отражает каждого… но только не лицо отражает, а – душу, в которой зачастую «повсюду пятна черноты». Ну, кому ж это понравится? Вот и решают все вместе и каждый по отдельности разбить это «мерзкое стекло», что «врет назло». А проще сказать – уничтожить девушку…

Но если в очаровательно-мягком короле Игнации Ивонна увидела насильника и убийцу, если она отразила безумие королевы Маргариты (той самой, что всегда выступала за четкость, плавность и правильность жизни)… то отчего же взбесился принц Филипп? Да потому, что в Ивонне отразились его банальность, примитивность,  неинтересность (а кто же в наличии в себе этого признается).
Но при этом…

Арсений Ковальский играл Филиппа человеком ВНЕШНЕ неординарным: рваные джинсы, шипованный ошейник, «хаер», постепенно меняющий цвет с золотого на кроваво-красный… Отрывистые фразы, саксофон… а внутри – пустота жестяной статуи, которую и отразила Ивонна.

Филипп Дмитрия Назаренко – изначально банален, обыкновенен, ожидаем (и в одежде, и в поведении, и в словах)… Единственная «интересность» которая в нем есть – и для него самого, и для Иды, и для приятелей – это то, что он рожден ПРИНЦЕМ. Так чего же стесняться наличия того, что и так всем известно? Хотя… возможно, Филипп был единственным, кто этой банальности в себе не замечал – и ахнул, когда она отразилась, и попытался оправдаться перед собой и другими.
Вот в этом разница между двумя исполнителями.

И еще одно. Если при прежнем принце его приятель-слуга (играет его Станислав Сухарев), потрясающий персонаж, который внезапно появляется и цитирует шекспировского «Гамлета» - был принцу ВРОВЕНЬ, то нынешнего принца он выше и интересней.
Сидела вчера на 1 ряду и смотрела на «ряд волшебных изменений» лица Стаса – с откровенным восторгом! Браво!

Именно Сухарев, да еще Дарья Белоусова (Маргарита) и Геннадий Храпунков (Игнаций) в спектакле великолепны.
В Ольгу Левитину (Ивонну) я почти что влюблена: такая она… невероятная… но эту загадку я разгадать не могу…

Но, в общем, спектакль хорош – пусть даже на этой сцене и в этом составе. Смотреть его – рекомендую. Буду пересматривать и сама.
А еще – всенепременно схожу на «Ивонну» в Вахтанговский. Там ставил Мирзоев. Так что неинтересно не может быть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments