Это третья часть «чеховской трилогии», и поставлен был спектакль Гинкасом 12 лет назад.
Смотрю его во второй раз (в первый повезло, фельдшера еще играл Алексей Дубровский... ну, да что теперь об этом).
Спектакль прекрасный.
Спектакль прекрасный.
Хотя и безразмерно печальный... Потому и повторяю его так редко, что он просто душу скребет — словно рубанком стружку с нее снимает...
Это история о обретении человеком души. Которая, конечно, когда-то была... да вот только вырубил он ее в себе, словно березовую рощу на том берегу реки, забыл почти все человеческое, как совсем забыл об умершем ребенке, оскопил жизнь свою до одного слова - «убытки».
Даже странно... как это: человек с душой, кладущий себе в постель скрипку и в ночной бессоннице трогающий ее струны, зарабатывает изготовлением... гробов. А ведь и правда мог бы взять лодку, да от усадьбы к усадьбе ездить, да на ней играть... Или, хотя бы — маленьких тёплых гусят разводить...
Заросла душа коростой, и сердце — холодной железкою... И только смерть Марфы — которую и не любил вроде, не жалел и не ласкал никогда, к которой строг был (хотя и не бил), словно бы содрала эту коросту с Якова (да-да, и с наших, зрительских душ — тоже).
Даже странно... как это: человек с душой, кладущий себе в постель скрипку и в ночной бессоннице трогающий ее струны, зарабатывает изготовлением... гробов. А ведь и правда мог бы взять лодку, да от усадьбы к усадьбе ездить, да на ней играть... Или, хотя бы — маленьких тёплых гусят разводить...
Заросла душа коростой, и сердце — холодной железкою... И только смерть Марфы — которую и не любил вроде, не жалел и не ласкал никогда, к которой строг был (хотя и не бил), словно бы содрала эту коросту с Якова (да-да, и с наших, зрительских душ — тоже).
И сыграл он напоследок на своей скрипке так... может, и Бог услышал эту печальную мелодию, и простил Якову «особенные» грехи: обиду на него и Марфы, и музыканта Ротшильда...
А Бог, хоть, кажется, и совсем позабыл он про этот плохонький городок, он — рядом. Потому что должен встретить он и Марфу, и Якова, и передать им на руки маленькую девочку со светленькими легкими волосами на головке...
А Бог, хоть, кажется, и совсем позабыл он про этот плохонький городок, он — рядом. Потому что должен встретить он и Марфу, и Якова, и передать им на руки маленькую девочку со светленькими легкими волосами на головке...
Потому гробы и колоды на сцене не только легкими лодками оборачиваются, но и — церквами... а вот то, что на сцене слева — это же выведенные в объем горы, как они на русских иконах рисуются. (А пространства-то на сцене — от Сергея Бархина... кто ж лучше сейчас его придумает?).
Актеров всего четверо на сцене. Великолепные актеры!
Актеров всего четверо на сцене. Великолепные актеры!
Вот трое из них — поименно:
Яков - Народный артист России Валерий Баринов
Ротшильд - Народный артист России Игорь Ясулович
Марфа - Заслуженная артистка России Арина Нестерова
Про четвертого... ну да, я видела другого актера... но и Антон Коршунов сценическое действие не испортил. Да что там — украсил!
В общем, если вы хотите еще раз для себя подтвердить, что театр — это чудо, сходите на «Скрипку Ротшильда» в МТЮЗ.
Про четвертого... ну да, я видела другого актера... но и Антон Коршунов сценическое действие не испортил. Да что там — украсил!
В общем, если вы хотите еще раз для себя подтвердить, что театр — это чудо, сходите на «Скрипку Ротшильда» в МТЮЗ.
И друзей с собой берите. Пусть тоже горько и счастливо поплачут...