bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

МАКСИМЫ ЮРИЯ БУТУСОВА



В рамках образовательной программы "Международной Летней Театральной Школы Союза Театральных Деятелей", которая в этом году под Звенигородом проводится в десятый юбилейный раз, состоялся мастер-класс одного из главных героев современного театрального ландшафта – Юрия Бутусова.

Для "школьников" ЛТШ, которых в этом году более 80-ти человек приехало учиться из разных регионов страны и даже из-за рубежа (есть студент из Индии, специально для поездки выучивший русский язык),  мастер-класс режиссера  прошел в жанре творческого вечера. Молодые актеры задали вопросы Юрию Бутусову о его методе и  приоритетах в  работе, личных театральных пристрастиях и впечатлениях, сложностях художественного руководства в театре и даже сюжетах из личных снов.

Во время мастер-класса одновременно серьезный и иронический, подчас шутливый разговор о профессии  разбавляли живые диалоги "школьников" с режиссером, а один из участников аудитории решил разыграть сразу всех. Выйдя на сцену и попросив Юрия Николаевича задать образ, он сыграл пса Бобика, а затем под громкий хохот однокашников заявил, что пусть теперь запишут: "Сыграл у самого Бутусова!".

Мы решили  рассказать о двухчасовом разговоре с помощью емких  "максим", которые, как нельзя лучше охарактеризуют мировоззрение режиссера Бутусова, склонного изъяснятся афоризмами.

О театре и театрах

– Для меня самое главное в жизни – это театр. Ничего нового не скажу.
– Театр – это зона повышенной искренности и свободы. Это возможность быть собой. Это больше, чем счастье.
– Смысл театра в невероятности.
– В русском театре есть идея соборности, объединения. И в то же время внимания к конкретному человеку.
– Театр должен быть оппозицией.
– Театр не может не быть психологическим. Так как театр – про человека. Даже ширмы у Крэга были психологическими.
– Театр подразделяется на живой и неживой. Мне кажется, сейчас театр интересный. Появились многие возможности у актеров и режиссеров.  И я  ощущаю большой интерес к театру и в Москве и в Петербурге. Театр стал важным местом, потому что откликается на сегодняшнее социальное, человеческое. Лет пятнадцать назад был спад серьезный. А дальше театр вместе со страной развивался.
– Очень мало осталось театров, которые бы представляли собой художественную целостность. Огромное количество случайных, антрепризных театров, которые театрами-то и не являются. Безотносительно качества.  Это случайные сообщества людей.
– Нужно очень помогать тем людям, которые делают театр. Потому что, как кто-то сказал "Гвоздь может вбить каждый, а спеть песню – нет".
– Театр меняет безусловно. Меня театр изменял. Я менялся вместе со спектаклями, которые смотрел. Был такой спектакль Константина Райкина, спектакль его папы, где он играл. После этого спектакля я пришел домой и начал отжиматься.



О тенденциях

– Главная тенденция в театре сейчас – это поиски нового контакта со зрительным залом (иногда режиссеры пытаются уже просто влезть в зрачки зрителю). Этим занимается, в том числе, постдраматический театр, который, конечно, не просто выпендреж. Новый контакт – это не когда актер поигрывает, а зритель посматривает, а когда мы находимся в одном поле. Потому что невозможно приходить и смотреть на людей, которые что-то про кого-то изображают в костюмах. Это уже полумертвое.
– Другая тенденция – новое обращение со словом. Сейчас возникает недоверие к слову. Невозможно сегодня слышать древние, забубенные, покрытые мхом интонации.

О выборе произведения к постановке

– Чтобы "встретиться" с пьесой хожу в бане, езжу на велосипеде. Иногда по утрам бегаю,  еще фитнес использую – тоже хороший способ. "Встреча" происходит случайно: ты открываешь дверь,  и она на тебя сваливается.  Но это не мы находим пьесу, а она нас. Но для этой состоявшейся встречи должно быть развитое восприятие жизни, интуиция, способность видеть, слышать. Мы должны размышлять, читать, учиться.
– У меня есть такая тетрадочка, куда я записываю произведения, которые я должен поставить за свою жизнь. План я составил давно. Но произведений становится все меньше и меньше.
– Я мечтаю поставить "Вишневый сад".  Но пока не складывается.
– Стараюсь не повторяться. Хотя был, например, у меня "Гамлет" в МХТ, а сейчас опять хочется вернуться к этой пьесе. Она продолжает во мне жить.
– Когда я беру пьесу абсурдистскую (в отношении театра абсурда мне ближе термин "парадокс"), я отношусь к ней, как к "нормальной" пьесе про жизнь. Так было с "Годо". Тоска героев и поиск надежды, – это не абсурд. Я понимаю их. Ведь абсурд – это наоборот, когда мы чего-то не понимаем. Человек абсурден и непонятен. Именно поэтому театр будет существовать всегда.
– Никогда не надо ставить то, что не хочешь. Никогда ничего не получится. Это самообман.
– Я сейчас прочел блистательную книжку Инны Натановны Соловьевой "Приключения идеи. Художественный театр".  Это просто великая книжка. Речь в ней идет как раз о том, что выбор пьесы, выбор репертуара – это выбор пути. Это идея. А не случайные или одноразовые вещи. Ты выстраиваешь так свою жизнь и жизнь театра. Соловьева рассказывает, как мучительно Станиславский и Немирович-Данченко искали название (и это не коммерческий вопрос), выстраивая идею Художественного театра.



Об идеальном актере

- У актера обязательно должно быть чувство правды сегодняшней. Оно меняется со временем, с пространством. Ведь великие спектакли лет двадцатилетней давности сейчас воспринимаются, как жуткий наигрыш. Сейчас другой человеческий тип, поэтому "правда" меняется.
- Второй важный для меня момент в актере - это способность к импровизации, к свободному существованию, способность моментального отклика на режиссерские провокации, предложения, а уж если актер готов перехватить инициативу, то вообще замечательно.
-  Я использую этюдный метод, который для меня не начало обучения, а результат -  высшая точка в  способности актера существовать.
- Актер – это не тот, кто выучивает текст и правильно его говорит. Это человек, у которого организм и душа подвижные, откликающиеся, воспринимающие.
- Актер должен поверить, заразиться замыслом режиссера. Потому что не всегда то, что говорит режиссер, - глупо.
- Последнее важное качество актера – это преданность театру. Делу, которое дорого стоит. Если мы "договорились на берегу", сели в эту лодку, то тонуть будем вместе. Все. Выпрыгивать нельзя.

О репетиционном процессе

– Репетиция – это поиск того, как говорить.
– Форма спектакля рождается только на репетициях. Заранее я не знаю полностью, каким будет спектакль. Я не из тех режиссеров, который приходит к актерам и говорит: "Наш спектакль будет идти 1 час 34 минуты".
– В процессе репетиций я должен понять актеров, раствориться в них и растворить их в себе.
– Существуют всякие "обманки": можно месяц читать стихи Маяковского, прежде чем репетировать пьесу Чехова. Приходить утром на репетицию и пить чай в течение полутора часов и ничего не говорить. Рассказывать о том, где был вчера. Произносить монологи по поводу партии или ее отсутствия… Это и есть репетиция.

О детстве

– Я помню спектакль "Волшебник изумрудного города". У меня были шоковые ощущения. Потому что понял,  вот оно – счастье.
– Театром стоит заниматься именно потому, что это прыжок в детство.  А это всегда счастье. В природе театра уже заложено детство, игра.
– В детстве хотел быть шофером.
– Я поставил один детский спектакль – "38 попугаев". Правда, не учился еще тогда в театральном.


Как режиссер, педагог и художественный руководитель театра

– Советский Союз разрушил Виктор Цой. Питерский рок-клуб нас изменил. И делая спектакль, я думаю каждый раз: "Это будет рок-концерт".
– Сомнения возникают после каждой новой постановки. Если спектакль успешный, ты думаешь: все, следующий не получится, надо сматываться. А когда плохой, то тоже думаешь, что ни на что не годен и надо менять профессию.
– Меня часто ругают за долгие спектакли.  Но для меня это попытка разрушить "стены" театра. Как, когда ты сидишь на берегу реки, и тебе по барабану сколько времени. Потому что ты можешь так сидеть всю жизнь и смотреть на закат.
– Целостность современного спектакля нужно искать не в сюжете, а в авторах постановки (это и режиссер, и актеры).
– Я сторонник классического образования. Нужно пахать, верить, а потом уж "разрушать".
– Обязанность государства содержать театры с актерами и режиссерами. А фраза о том, что "на деньги налогоплательщиков театр должен обслуживать государство" просто преступна. Между прочим, СССР "спонсировало" Тарковского.

Записывала афоризмы Елизавета Авдошина
Фото автора и с сайта СТД
Tags: Юрий Бутусов, интервью, перепост
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments