bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Отелло. Сатирикон. 21.01.2016.

Сцена в «Отелло» вынужденно, по техническим причинам, практически оголена – раньше она была забита неслучайно-случайными предметами, которые постоянно передвигались, убирались и возвращались на место, заменялись другими…
Это постоянное метельшение предметов и людей (в сцене обморока мавра, например) для усиления энергетических потоков заставляло концентрироваться…
…теперь же – иное: концентрация происходит исключительно на уникальной, точной до гранулы миллиграмма, игре артистов. И, конечно, на режиссуре, потрясающе-оригинальной трактовке этой, по словам Юрия Бутусова, самой страшной пьесы Шекспира.


Фото: Сергей Петров

Честно скажу: с премьерных спектаклей я уходила утомленная, пересматривала спектакль не слишком охотно, и только из-за наличия в нем мощнейших актеров – бутусовская команда традиционно играет не просто предельно хорошо – она играет за пределом возможного.
И тем не менее, от просмотра я уставала, ведь для того, чтобы сконцентрироваться на зернах постановки, требовалось очистить ее от плевел необязательного, второстепенного…

Если бы я написала об этом «очищении» год назад, меня бы точно заклевали  клевреты ЮБ. Но сейчас (да, вынуждено!) он сам произвел эту чистку…и, имхо, если раньше спектакль был крупным, но неограненным алмазом, то сейчас он буквально заиграл всеми сногсшибательными бриллиантовыми гранями.
При этом «очищение» сценографии «Короля Лира», которое уже давно происходит, кажется мне упрощением всей постановки, потерей смыслов…А вот с «Отелло» - совсем другое. Здесь смыслы резко укрупнились – опять же за счет выделения актерской игры.

Вроде бы, ничего не меняется смыслово, но обретает логику: например, когда Яго не лезет в уличную драчку, им же и спровоцированную, а наблюдает ее со стороны – но на расстоянии вытянутой руки… возбужденно приплясывает, и, в общем, готов и поучаствовать, и пострадать… но, тем не менее, остается якобы белым и пушистым. Потому – имеет право быть свидетелем и почти что судить происшедшее.

И яичницей он теперь своего командира не кормит, сам сготовил – сам сожрал. То есть – не поднимает себя до положения Отелло, но и его до себя, сирого-убогого (потому что, типа, честного) не опускает. Но при этом и не светит тому в лицо до рвотного ожога (вот она, правда какая – глаза жжет). Говорит негромко и между делом, как о второстепенном, предоставляя Отелло право слушать-внимать или пропустить мимо ушей.
Раньше в этой сцене Яго уходил куда-то в бок, типа, чайник поставить. И Отелло, мучаясь от жара, слышал только голос – или был собственный внутренний голос мавра? Зерно сомнений в нем пророщено – и удобряет и взращивает гнусный росток он в себе сам?..
Ну, так мне казалось… так я себе придумала эту сцену… Как всегда – напутала я всё в своей философистике и софистике…

В спектакле изменена сейчас и финальная сцена: если раньше в конце на сцене оказывалось четыре трупа (по сути, все они – живые или мертвые, были трупами – если не физически, то душевно умершими), то теперь, убив «всеми любимую» Эмилию, Яго, живой и здоровый, удаляется со сцены через окно в заднике… То есть (если я опять не ошибаюсь в трактовке) вполне смертными оказываются и доверчивость Отелло, и трогательная любовь Дездемоны, и даже хитроватая банальность Эмилии – тогда как зло остается непобедимым, вечно живым… что, к сожалению, очень верно…

Кстати, насчет доверчивости…
Я сейчас перечитываю книги Анатолия Эфроса (который очень удачно «Отелло» ставил), и как раз сегодня наткнулась на его раздумчивое недоумение:  "Пушкин сказал, что Отелло не ревнив, а доверчив. Однако почему Отелло доверчив только к тому, что есть зло, и недоверчив к Кассио, Дездемоне, Монтано, Лодовико, Эмилии? Что же это за такая однобокая доверчивость?"
Я не возьмусь спорить с классиками…
Но мне кажется, что в спектакле Бутусова (по крайней мере, в его нынешней версии) Отелло болен болезнью гордыни и самолюбования. Впрочем, он и правда герой и ему есть чем гордиться… он красавец и понимает это (например, рассматривает свое сногсшибательное тело в зеркале, выбирает «прикид», в который входит даже эффектно зачерненное лицо – и идет поражать «девочек» монологом Финна).
А потом вдруг его уверенность в себе начинает сыпаться, как карточный домик. И Бьянка любит не его, а Кассио, Эмилия оказывается женой Яго, а Дездемона, по слухам, «была неверной, как вода»… Да и сам он внезапно обнаруживает, что – «чёрен», то есть не столь идеален, как самому ему казалось…

А раз не идеален сам, то и искреннее чудо Любви и Красоты надо вымазать черной краской… Но ведь он и с белым красивым своим лицом – черен, а она, замаранная в черноту, все равно – бела.


Но это я опять философствую… Надо бы отучить себя от этого… «потяни меня за палец» и просто смотреть.
Потрясаясь, как немыслимо работают в паре – то разделяясь, как полюса магнита, то сливаясь, переплетаясь характером и мыслями, Отелло (Д.Суханов) и Яго (Т.Трибунцев).  И радоваться мощной игре М.Дровосековой, А.Кузнецова, Л.Нифонтовой…
И ужасаться каждый раз, когда на сцене появляется элегантная Смерть – П.Райкина. Роль ее совсем маленькая… но ведь хорошо, что жизни и любви - и в реальности, и на сцене - гораздо больше, чем даже элегантной, но гибели. Всерьез.
Tags: Денис Суханов, Марина Дровосекова, Сатирикон, Тимофей Трибунцев, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments