bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Добрый человек из Сезуана. Театр им.Пушкина.23.11.2015.

Спектакль этот вчера смотрела в шестой раз; явно – это не конец счета.
Из спектаклей Юрия Бутусова, идущих сейчас (игравшийся в Сатириконе «Макбет» - он, конечно, совершенно вне конкуренции), лучшим считаю именно «Доброго», да еще сатириконовскую «Чайку».

При этом спектакль в Театре Пушкина, при всей его потрясающей авангардности и очаровательном безумии, можно отнести к наиболее «линейным» постановкам Мастера.
Здесь не переставляют сцены, не «дробят» и не «множат» действующие лица; здесь нет энергетических подпорок типа – «для чего это, не понимаю, но до чего же здорово придумано – прям до самой глубины вштыривает».


Фото: Василь Ярошевич

Текст и его композиция сугубо брехтовские. Правда, мне очень хочется посмотреть на новации, внесенные в перевод Перегудовым: классическое, произносимое со сцены Таганки, я знала наизусть, и на паре первых спектаклей в Пушкина мне это знание мешало – сначала слова мысленно произносила я, а потом уж, как бы эхом, актеры на сцене… тогда только в одном месте резануло ухо ухудшение: здесь Шен Те произносит длинное и невнятное про стервятников, ожидающих окончания свидания, тогда как на Таганке было страшное и изящное: «Ах, почему здесь вороны кружатся? Здесь на свиданье женщина идет».

Итак, «Добрый человек из Сезуана» - это спектакль, в котором потрясающий режиссер собрал потрясающую композицию из истории, придуманной Брехтом, мощнейшей актерской энергетики и музыки, которая почти незаметно, фоном начинает звучать еще до начала, когда они – Шен Те, Водонос и Боги, собираются у задней стены, о чем-то своем тихонько переговариваясь. Музыка звучит почти непрерывно, то громко – словно камнепадом обрушивая бытие, то тихо-тихо, как бы на ухо, шепотом – бормочет  о страшной неизбежности происходящего, изменить которое бессильны даже Боги.

Впрочем, это вообще странные Боги…
Конечно, они могут выделить из божественного бюджета тысячу серебряных долларов (впрочем, и тут я прерву себя: а стал ли и вправду бесплодный песок Сезуана – золотым песком, или это придумка, сон, сказка, рассказанная ранним утром?).
Ну, предположим, что божественный приз все же существовал. Как существовало и обещание Богов быть рядом с Шен Те и ее будущим ребенком…
Но почему тогда так страшно тают божественные силы? И почему серьезнейшие Боги улыбаются всего лишь дважды – и именно тогда, когда улыбка неуместна: в сцене суда, где, в отчаянии, героиня едва не в лоскуты себя рвет? И еще раньше – когда Шен Те/Шуи Та отказывается свидетельствовать в пользу Водоноса?

…А вы говорите: 6 раз смотреть спектакль – это много. Да в нем с каждым разом из щелей вылезает все больше и больше вопросов…

К тому же, есть моменты, которые чисто зрительски приводят меня в абсолютный восторг.
Например, «раздвоение» героини, когда на наших глазах Парикмахер и Янг Сунн одновременно разговаривают с Шен Те и Шуи Та.
Или – раннее светлое утро с безлистными деревьями и проезжающими мимо велосипедами.
Счастливый Водонос, подставляющий лицо дождю, где вместо капель – падающие с небес зерна риса… словно манна…
«День Святого Никогда».
Сынишка столяра Лин То (и тоже – маленький несчастный Бог), обнявший Шен Те и прижавшийся ухом к ее животу, словно он уже слышит там биение детского сердечка.
«Семеро слонов», что поют все, даже «собака» Шуи Та… и потом – сумасшедший его танец на пустой сцене.
Второй дождь – из сигаретных пачек.
Беременная женщина, которая, словно в зеркало, смотрится в Бога.
Последний яростный зонг – на двух языках. После которого не будет, как когда-то на Таганке, отброшенного плохого финала. А будет крик о помощи – в абсолютную пустоту и черноту…

Надо ли быть добрым человеком? Возможно ли им быть – и не погибнуть, утонув в вонючем болоте зла и жадности? Есть ли возможность доброму человеку найти равного себе, «второго, чтоб вытянул петь со мной». Или – тот, кто покажется равным, однажды «зарежет за общим столом»?
Как часто можно приглашать к себе злого «двоюродного брата» - и не испортит ли он, как ложка дегтя, весь твой мёд?

Как жить в этом злом мире, оставаясь доброй – и, словно Атлант, держа на себе всю Землю… ведь Постановление гласит, что…
Tags: Юрий Бутусов, спектакль, театр, театр им.Пушкина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments