bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Пять вечеров. Мастерская Фоменко. 07.06.12

Я люблю само понятие «театр» настолько, что стараюсь не ругать увиденное из зрительного зала. Всегда ведь есть в спектакле что-то, что достойно похвалы и на что надо направить внимание тех, кто захочет воспользоваться рекомендацией.
При этом – я отношу это к лично-вкусовому – очень редко я выхожу из зала в состоянии абсолютного восторга, с ощущением «хочу еще раз, и немедленно».

А вот после вчерашнего спектакля такое как раз и было.

Мастерская Фоменко (начиная со здания) вообще вырабатывает в моем организме «гормон счастья». Помещение, подогнанное именно под этот театр (но, как выяснилось, и другим там уютно); милые незадёрганные девочки и мальчики в фойе, зале, гардеробе; очередная фантазийная программка (чего у Фоменко только не было: и имитация старинного альбома «Семейного счастья», и игровое пространство «Алисы», и газета «Улисса»…) - вчера это был большой лист двухслойного гофрокартона (он не поместился в сумку – как я его везла домой, радуя людей в метро!..); наконец, просмотр постановки совместно с семейством Марка Захарова (сидели за моей спиной).

В общем, сказать, что спектакль очень хороший – это ничего не сказать. Он превосходный. Даже почти идеальный – по крайней мере, я не нашла в нем изъянов.
Удивительно – совершенно не приняв душой «Маленькие трагедии» Рыжакова в Сатириконе из-за их нарочитой выморочности, кричащей объемности, в которой совершенно утонул тонкий и глубокий смысл – «Пять вечеров» я приняла всей душой.

В спектакле, что бывает в постановках далеко не всегда, замечательное сочетание узнаваемой до мелочей реальности и искусной театральной фантазии.
Сценографию придумал сам Рыжаков – неожиданно, скромно и с умом придумано и сделано. Две вращающиеся платформы (квадратная внешняя и встроенная в нее круглая), на которых – стена с дверным (?) проемом. Поворот – и перед нами фронтальная стена квартиры. Еще поворот – узкий (только протиснуться) проход… Еще поворот – двое беседуют, не видя друг друга, через стенку…
Видеоинсталляция в спектакле тоже прекрасная – лёгкая, ненавязчивая… и опять же с большой фантазией сделанная (когда прямо на наших глазах начинают прорисовываться светом контуры комнаты Тамары – ох, как это замечательно! а одинаковые радиоприемники в комнатах Тамары и Зои – это вообще превосходно).

Актеры хороши все и все удивительно на месте, совершенно на своих ролях. Правда, режиссер, ставя у Фоменко, взял только троих актеров из труппы (Агуреева, Колубков, Цуканов); в «Пяти вечерах» играет МТЮЗовский Гордин, Яна Гладких из МХТ, Евгения Дмитриева из Малого… Ну, значит – так надо было. Говорю же – актерский подбор безукоризненный.

Что до пьесы Александра Володина – текст ее совершенно не постарел и не потускнел за 60 лет со дня написанная. Тем более, что собственно примет времени там не так уж и много. Грузовик, увозящий Ильина на войну – на какую войну? Развитие химической промышленности, как примета времени – всё правильно, химическая промышленность и сейчас не «в загоне»…
Если только одежда на героях тогдашняя – и забавно смотрится диалог Тамары и Зои, двух претенденток на руку и сердце одного и того же мужчины: они практически одинаково одеты и оттого даже внешне похожи. Только одна – просто истосковавшаяся хоть по какой-то мужской, человеческой ласке… а другая любит и любима.

Я подумала о том, что и в жизни, и на сцене очень много историй, в которых Бог и Судьба позволяют соединиться двум половинкам человеков, созданных друг для друга. Соединиться – в единственно возможное, без зазоров и сколов – целое.
Но… гордыня и правда смертный грех – а оттого единственно неправильно сказанное или неправильно понятое слово иногда разводит этих людей навсегда, оставляя незаживающую, кровоточащую рану.
На счастье – снова сошлись вместе Тамара и Ильин.
И будет воскресенье. И они вместе поедут в Павловск – там очень красиво… А потом они вместе уедут к нему в северный поселок, где он – вовсе не главный инженер химкомбината, а всего лишь водитель (ну, хорошо – заведующий гаражом).
Уедут и – будут счастливы. Наверное.
А в питерской квартире на Восстания останутся Слава и Катя – и дай Бог им не потеряться в круговерти жизни. Ведь они тоже – единственные, друг для друга созданные.

В начале спектакля герои говорят так, словно камешки с горы катятся или льдинки звенят – люди так не должны говорить. А это просто души их закаменели… заледенели… Это уже потом, к концу сценической истории, и Тамара, и Ильин оживут и оттают.
И будет Чудо – такое же нежданно-прекрасное, как огромная снежинка, что упадет на руки Тимофееву. Упадет – и не растает.
И если немного подождать, при этом очень сильно надеясь и веря, чудес-снежинок будет в жизни много…

Трейлер спектакля с сайта Мастерской Фоменко


Tags: Мастерская Фоменко, спектакль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments