bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Времена года. Балет Москва. 09.10.15.

Сначала с сайта Балета Москва:


«В основу работы положен музыкальный цикл композитора Владимира Мартынова – «Времена года».  Он включает материалы одноименного произведения Антонио Вивальди, Баховской прелюдии, увертюры Мендельсона и канона Арво Пярта. В партитуре Мартынова речь идет не о смене сезонов календарного года, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Каждый сезон представлен фигурой определенного композитора. Весна — это XVIII век, Вивальди, с которого начались публичные концерты. Бах – лето, рассвет композиторской мысли, летнее цветение. Осень связана с Мендельсоном, который заново открывает Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. С этого началась ностальгия по старой музыке. То, что делает Арво Пярт — это последний из возможных композиторских жестов. И в его творчестве уже заметны признаки зимы — окостенения, омертвения».

Я меня, конечно совсем плохо с пониманием музыки, а с музыкальным слухом… в общем, совсем никак, но я, кажется поняла, что сделал Мартынов и музыканты ансамбля Opus Posth.
Они актуализировали классику, сделали ее доступной и понятной слуху человека из стремительного 21-го века. При этом – так же, как из ломанного ритма музыки Мартынова то и дело «выскакивают» прекрасные ноты классики, так и у меня после спектакля словно плотно прикрытые двери души то и дело приоткрывались, пропуская  то одну, то другую музыкальную строчку… чаще всего Вивальди почему-то.

Вчерашний день, когда октябрьская погода¸ казалось, сошла с ума, ударяя в лицо порывами ветра и снега, морозя руки и, кажется, вымораживая, выгрызая само сердце… в общем, я рада, что вечером оказалась в ДК ЗИЛ, на этом недлинном и очень приятном балете (на сегодняшний день он занял вторую ступеньку в ряду моих «балетномосковских любимостей» - после «Эквуса»).

Замечательная авангардная хореография, под авангардную музыку (оркестр – на сцене!).
И… у меня так бывает, что я мысленно спорю с режиссерами – как правило, хороших спектаклей – доказывая, что они поставили немного (или совсем) не то, о чем заявляют прессе и даже актерам…
В данном случае то же было с музыкой Владимира Мартынова.  Может быть, исполняемое как самостоятельное произведение, она звучит именно как «смена периодов в истории концертной композиторской музыки».
Когда же я качестве яркой и «вкусной» приправы к музыке добавлен танец…

Это именно ВРЕМЕНА ГОДА.

Весна – с тонкими неуверенными росточками, едва проклюнувшимися из-под земли. С их неуверенностью, их страстным движением навстречу солнцу, навстречу жизни – когда самый тоненький, самый слабый и самый неугомонный росточек почти погибнет… и все же опять потянется вверх.
Весна – с запахом теплой земли, и запахом, который самца тянет к самке, а бабочку – к цветку.
Весна – с непостоянством и нежностью… с уверенностью в том, что ее обязательно сменит…

…лето.
Лето, когда полуденный жар томит всё живое, и смеживает сном веки, когда в полусне – то ли солнечные блики сквозь трепещущую листву, то ли – прекрасное лицо лесной феи и ее смех.
Что это на щеке – то ли бабочка коснулась крылом, то ли легкий поцелуй, невесомое полукасание красавицы в цветочном венке – и ты то ли в яви, то ли во сне – тоже успеешь коснуться ее, а потом она – не приминая травы, изящной «лунной» походкой уйдет… и исчезнет, растворившись в знойном воздухе.

…А вот уже и осень, когда природа еще пытается быть красивой и задорной… но уже дует холодный ветер, сбрасывая листья, обнажая наготу ветвей… которые выгибаются странным, нереальным – осенним! – изгибом, чтобы, увидев свою наготу, удивиться, и расстроиться, и заплакать стекающими по коре каплями дождя… И безуспешно попытаться сохранить последний лист, который затрепещет в луче случайного солнца… и тоже погибнет, потому что придет…

…зима. Черная, страшная. Безысходная. Зима-смерть, та самая – вымораживающая все живое и, кажется, выгрызающая само сердце… Зима, не знающая пощады. Зима, когда трещат от морозов голые деревья и только злые волки мечутся, готовые в голодной злобе уничтожить ближнего… ах нет: зима близости вообще не предполагает.
Холодно, холодно… Страшно, страшно…

Бесконечно холодно и страшно…

…пока – вдруг! пока лишь на мгновение! – не блеснет яркий луч весеннего солнца. Пока не прозвучит одинокая «весенняя нота»…
И мы дождемся весны, которой пока еще нет, но мы-то знаем,  что когда-нибудь первый неуверенный росточек проклюнется из земли – и потянется к солнцу.
***
А какая из четырех хореографических и музыкальных частей мне больше всего понравилась?
Осень.
Хоть в реале я и не люблю это время года…

Tags: Балет "Москва", балет, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments