Каждый из них по-своему изящен и очарователен. Понятия «не дотянули» не было ни разу. И даже если мне не интересен исходный материал (как это случилось с «Обращением в слух»), недостатки многократно перекрылись интересной режиссурой, безукоризненной актерской игрой… да и оригинальность сценического и зрительного пространства театра существенно прибавляет плюсов постановке.
«Сфера», по сути, постоянный малый зал (собственно, таковой тоже есть в театре, но он вполне соразмерен залу основному). То есть актеры играют в нескольких шагах от тебя, сохраняя при этом «четвертую стену», но… так и хотелось вчера протянуть руку и помочь спуститься с лестницы обессиленному больному Фирсу…
Недавно у меня были нарекания к ленкомовскому «Вишневому саду»: текст Чехова был там не просто сокращен, он был перекроен и переписан, причем сделано это было так бездарно, что даже наличие на сцене исполнителей «первого ряда» спектакль не спасло.
В «Сфере» был именно ЧЕХОВ. С его прекрасным слогом и безукоризненным сплетением слов. Крохотный сдвиг сцен и добавление пары фраз (тоже явно чеховских, хоть я и не опознала, откуда) позволил сделать в конце 1 действия изящный росчерк… и не отвел смысла в сторону.
…Мне всегда очень интересно, как режиссер (в данном случае А. Коршунов – кстати, он смотрел вчера спектакль, сидя практически напротив нас, и исходившая от него энергия сопереживания была дополнительным бонусом) строит отношения между Раневской и Лопахиным. Бывало – он любил ее сдержанной тихой любовью, бывало – она была увлечена им, лишь поддразнивая наличием французского любовника…
Вчерашний Лопахин/А.Пацевич (очень красивый, кстати, артист с эффектным голосом) Раневскую/Т.Филатова откровенно уважал – за то самое давнее «терпи, мужичок», за то, что ее семейство (чуждое ему и непонятное) владеет имением, которым он восхищается…
Раневской он равнодушен.
Гаев/А.Алексеев им откровенно брезгует.
Что же основное в ЭТОМ Лопахине? Трудолюбие. Настоятельная потребность не позволять душе лениться, делая то, на чем настаивает Петя Трофимов/Д.Береснев: ТРУДИТЬСЯ.
И день и ночь, и день и ночь.
Даже не ради обогащения, как такового (он с удовольствием деньгами делится), а просто – чтобы руки не болтались бездельно, чтобы голова работала…
Он и с Варей/О.Аксенова не сходится не из-за нелюбви… просто нет у него времени на эту самую любовь, нет минуток, которые он может подарить будущей жене и деткам…
Он и без того встает раным рано, и мотается по стране («опять буфеты, отбивные котлеты» - а что делать, коли труды и хлопоты – в счастье?).
Что еще сказать? Очень понравились В.Кузнецов/Фирс и В.Стоноженко/Симеонов-Пищик. Аню играла очень милая мне Е.Казарина.
В общем, очень хороший спектакль.
В очередной раз: а хорошо бы «Сфере» добыть деньги, да и отремонтироваться в современный театр. Расширить туалеты, заменить кресла и доски сцены (чтобы скрипели не они, а исключительно сапоги у Епиходова).
Но зрительское пространство не увеличивать.
Впрочем… а попадешь ли тогда в этот театр, у которого в сезоне – аж ТРИ номинации на «Звезду театрала»?
Ну, и в заключение.
Очень внимательно смотрят зрители (сквозь зеркало сцены видишь вторую половину зала). И даже юная блондинка в розовой кофточке, сидевшая позади нас, постоянно хихикая и комментируя происходящее, на втором действии затихла, ибо внимала действию.
А когда я шла к метро, меня перегнала ватага юных ребятишек, обсуждавших «честных и нечестных писателей пьес». Так вот один из них произнес: «Не понимаю, зачем моя бабушка смотрит по телевизору откровенное г***о, когда в театрах идут такие хорошие спектакли».
Вот именно.
Фото: Е.Люлюкин