bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Чайка. Сатирикон. 25.07.15. "Крайний" спектакль сезона

«Чайка» в Сатириконе совсем про другое, может, и думать-говорить про это после просмотре бутусовского спектакля излишне…
Но… Костя Треплев – совершенно не талантлив.
То, что он в моде – таланта не прибавляет: модное не всегда было синонимом хорошего…
Да он и сам понимает, что «афиша на заборе гласила» - это бездарная глупость, которую надо вычеркнуть. Да и вообще: «…и, что бы я ни писал, все это сухо, черство, мрачно»…
На маминого сожителя он злится не только из-за ее нескрываемого, публичного распутства, но и потому, что сам он пишет не только хуже Тургенева, но и слабее Тригорина.

Александр Минкин уже вдоволь нашутился над текстовыми глупостями треплевской пьесы типа «молчаливых рыб» и «просыпающихся с криком журавлей» (действительно – смешно).
А  в этот раз еще и так получилось, что при просмотре той сцены, где Нина представляет пьесу Кости, я отвлеклась от произносимого ею текста.
Отвлеклась, потому что на реплике про «куропаток» вместе с «рогатыми оленями» зритель-Тригорин чересчур громко отреагировал… ну, а Нина по-актерски собрала всю свою энергетику, да и метнула ее в него острием иглы, пристыживая и взглядом, и движением… хорошая сцена получилась!
Вот я и любовалась, оставив где-то сбоку внимания произносимые слова… И сама удивилась: Агриппина Стеклова/Нина – актриса уникальная, способная найти даже в стогу соломы пьесы Зайцева иголку… даже – бриллиант смысла , говорила что-то невнятное. Нет, для авангардной литературы это даже очень хорошо, но на театре… Длинно и скучно. Да еще в зачине пьесы: где все должно быть единой заглавной буквой, так можно говорить, только если сценического слова не чувствовать совсем (про автора пьесы говорю, не про исполнительницу роли): «В упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли»… Просто какие-то Фихте с Гегелем; и совершенно не «рифмуется» с поэтикой «молчаливых рыб».

Еще.
В прошлый раз я писала о том, что Дарья Урсуляк – временная замена Марьяны Спивак/Маши – замена неравноценная… мол, играет много слабее.
А вот и нет. Играет-то она хорошо. Но (надеюсь, такова задумка режиссера) играет она совсем другую роль, роль-вставку в этот спектакль.
Ее Маша – избалованная, инфантильная и самовлюбленная девушка. Не любит она Костю. И Медведенко не любит (это естественно). Отца презирает, с матерью ведет себя высокомерно. Вспыхивает гневом, лишь бы обратили внимание – за пиршественным столом 2 действия она явно лишняя, и если бы не шумела, ее бы и не заметили.
ЛюбоФФ к Треплеву она себе придумала, с Медведенко сочеталась, ибо людям ее круга положено было и замуж выйти, и ребеночка родить… Вот и сочеталась, да ошиблась в выборе (а никто в ошибке и не сомневался, да выбора для девушки на выданье не было… скучно, скучно, скучно)…
Вот это вот все и было сыграно – с единственной вспышкой настоящего чувства – смертельной досада (сцена отъезда Аркадиной), когда взвыла, судьбу свою будущую, еще более скучную, нежели у отца в семье, оплакивая.

А Тригорин-то в сцене беседы с Ниной был пьян. С самого начала, да потом еще добавил… Как говорится – «в хлам», так, что своим падением (не на стол, а в розы) даже Нину испугал… Сильно себя жалел по этому поводу…
Правда, и сцена немного упростилась: словно бы это сон пьяного антиразума писателя родил чудовищ… Почему их увидела и Нина? Так разве можно, находясь рядом с таким харизматичным человеком, на мир смотреть не его глазами?..

Ну и – субботний спектакль был крайний в сезоне, а потому без «зеленки» обойтись не мог. И отвечал за нее, естественно, Антон Кузнецов – попеременно то Медведенко, то Шамраев.
Вынос даров для Заречной… ну, если честно, я сразу ожидала чего-то подобного… но сыграно это было так мастерски (да еще Стеклова потом «добавила»), что не только зал хохотал – актеры на сцене «раскололись» (Суханов/Тригорин смеялся буквально до слез).
А уж сцена отречения от хозяйства, завершившаяся демонстрацией кружевных трусов… немыслимо смешно!
***

Ну, вот как-то так…
В результате – о прошедшем спектакле практически ничего не написала.
Немного пофилософствовала, немного похихикала, вспоминая смешное…

Но ведь писала о спектакле уже много раз.
И еще писать буду.

Потому что спектакль такой, что – в каком месте его «колдовского озера» ни нырни, все равно до дна не достать. А там – огромная жемчужина счастья в открытой раковине, которую мы видим, ощущаем… а рукой тронуть не можем… Но – хочется.

А может быть, по другому: этот спектакль как сердце Бутусова -  бездонная «черная дыра», которой мы добровольно отдаем наши любящие зрительские души.
***

Ну что ж, «Чайка», до следующего сезона! Мы будем ждать счастливой встречи…

Tags: "Чайка", Агриппина Стеклова, Денис Суханов, Сатирикон, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments