bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

У войны не женское лицо. Театр на Таганке. Видеозапись 1988 года.

Подумала: а вдруг я там, в зале? Но нет: смотрела спектакль всего 2-3 раза, и видеосъемки в эти вечера не было…

Спектакль Театра на Таганки, но он не совсем «таганский». Как ни крути, Таганка – это театр Юрия Любимова. Его и только его. И даже в последние годы работы Мастера, когда и старые, и новые постановки было немного стыдно смотреть, это всё равно был Театр, из последних сил сохраняющий имя и славу.
То, что происходит теперь – страшно и смешно, просто «Бобок» какой-то… Ну, да это уже совсем другая история.

«У войны не женское лицо» ставил Анатолий Эфрос, несколько лет вынуждено возглавлявший театр. И было это хорошо – например, «На дне» я очень полюбила и смотрела неоднократно, но это было… перефразируя известную песню – хоть похоже на Таганку, это всё же не Таганка…
И тем не менее: вот он новый таганский зал… про который сейчас уже настолько никто ничего не помнит, что тематическую мозаику на полу в фойе наполовину закрыли ковриком… Почти уверена, что механизм, опускающий одну из стен в зале, давно сломан, и – можно ли использовать окна на заднике? В последний раз смотрела в этом зале спектакль – задник был затянут тканью… правда, то была антреприза…

Все время падаю в воспоминание… Впрочем, и «У войны…» - это двойное воспоминание: я вспоминаю тот спектакль и ту Таганку, а женщины-актрисы на сцене, вместе с героинями Светланы Алексиевич, вспоминают войну – которая закончилась за 40 лет до их воспоминаний…

В любимом театре (а я долго называла себя «девочкой с Таганки» - даже когда появились в моей зрительской судьбе и другие хорошие театры) играют актеры, которых я знала всех, и любила тоже всех… и все они живы и молоды… Играющих старшее поколение (Мария Полицеймако, Татьяна Жукова-Киртбая, Галина Власова, Вика Радунская, Константин Желдин) пришлось даже немного подстарить для роли… ну, кроме Галины Николаевны – она уже тогда была в возрасте.
Смотрю и второй план действия, актеров «на выходах»: хорошие мои, любимые появляются на мгновения… и даже в титрах они «и другие», а мне ведь каждый дорог…

Интересно, поклонники спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» знают ли, что в маленькой роли молодого и ехидного юноши Олега – первый исполнитель заглавной роли в мюзикле, Олег Казанчеев? А я, оказывается, лучше всего помню момент, когда, на вывернутом в диагональ столе, он играет с партнершей в «виртуальный» (ох, и слова-то такого раньше не было!) теннис…
Тем, кто реально прошел через «сороковые-роковые», в 80-е годы было едва по 60 лет. И все эти женщины – кто не хотел вспоминать, и кто не мог забыть – были еще в силе, в женской красоте и мудрости… Это сейчас тем, кто тогда выжил и дожил, уже по 90… Эта мысль - еще одна печаль от просмотра постановки.

Книга «У войны не женское лицо» тогда, в 80-е, только-только появилась. И была она очень востребована: людям хотелось знать правду, которую от них так долго скрывали.

А это была правда до гранулы миллиграмма: о войне рассказывали непосредственные ее участницы.

Спектакль начинается с некоторого противоборства: все эти молодые, красивые, яркие и звонкие как бы недостаточно помнят и не слишком уважают ветеранов… Потому что жизнь у них давно уже мирная – вот такая вот звонкая да яркая…
А ветераны… Кто-то из них и правда не хочет вспоминать – ни как зубами отгрызала полуоторванную конечность раненного, ни как стояла на высоком берегу Волги, а внизу, по реке, плыли белые матросские бескозырки – сколько стояла, столько плыли, ни убитого из снайперской винтовки жеребенка – мясо в котле будет!...
А кто-то не может забыть, а потому говорит-говорит-говорит… 40 лет подряд говорит о том, что все вокруг по сей день для нее кровью пахнет: не то, что в мясной ряд рынка она заходить не может, но и чистое белье, ей кажется, пахнет кровью на снегу …

Нет, женщина на войне – это невозможно. Этого никогда не должно быть…
По честному – так и мужчинам там делать нечего, а для тех, кому компьютерных «танчиков» мало и хочется в живую плоть «врага» штык воткнуть – хорошо бы выстроить закрытый полигон… и туда всех желающих… в том числе тех, кто в интернет-комментах пишет, мол, поубивать бы гадов только за то, что у них флаг и язык другие…

А спектакль хороший (таки его сам Анатолий Эфрос ставил… пусть даже и как госзаказ к дате, но – режиссер-то гениальный).
И вот эти прекрасные юные женские лица на больших фотографиях в финале…

Вот только – у войны и правда не женское лицо.
У нее вообще лица нет, только злой звериный оскал да пахнущее трупом тело.

Tags: Таганка, видеозапись, память, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments