Тогда написала, что – спектакль хорош чрезвычайно, но повторять я его не буду: всё-таки слишком тяжела тема – даже при вот таком изящном ее театральном воплощении.
Но – это было действительно хорошо, и я не удержалась: напросилась на спектакль повторно. Конечно, в самом конце сезона, при полном переаншлаге, потому смотрела спектакль с яруса… Впрочем, направление взгляда тоже не мешает иногда изменять. К тому же традиционные для постановок Константина Богомолова экраны очень хорошо выделяют и укрупняют самое важное…
Очень внимательно смотрела на выражение лица Королевы в тот момент, когда Ювелир разговаривает по телефону с поздравившим его сыном…
Это было для меня очень важным, ибо разошлась я во мнениях с другими людьми, тоже смотревшими спектакль. И по пьесе не проверишь: она основательно «перепачена» режиссером и смыслы в ней сдвинуты…
Так кто же пришел на чаепитие к Морису? Была ли то реальная Королева, 60 лет помнившая о своем обещании посетить юбиляра? Или – то была переодетая и подгримированная Хелен, его супруга?
Итак: Морис разговаривает с сыном по телефону, а я смотрю на увеличенное экраном лицо его гостьи.
Если это Хелен - то, хочешь не хочешь, она бы прислушалась к разговору, хоть чуть потянувшись вниманием к произносимым словам и интонациям (тем более, отец до этого не разговаривал с их общим сыном несколько лет).
Но нет: женщина, сидящая за столом, внимание не включает. Лицо ее бесстрастно, как у всякого, при ком ведется чужой, не стоящий личного внимания разговор...
И еще: Наталья Тенякова выходит на поклоны не Королевой, а Хелен.
И, кстати, девушка N, сидевшая отдельно от меня и не имеющая ни программки, ни моих предварительных разъяснений, не признала в посетившей Мориса пожилой, элегантной и интеллигентной женщине, его супругу…
То есть – если это все-таки была не королева, то ошибся не только Ювелир, но и часть зрителей в зале…
Впрочем, я почти уверена в том, что реальная Королева не приходила к Ювелиру на его юбилей. Так же, как и Хелен – нет, она не изображала из себя владычицу Британии.
Не было ничего.
Просто – в наступающей смертельной тишине Судьба сделала Ювелиру последний подарок, соткав буквально из ничего, сплетя из сумасбродства, мечты, памяти и жалости вот такую историю, после которой можно в последний раз выдохнуть – и улыбнуться. Потому что финальная точка и правда оборотилась ярким воздушным шаром – как в детский праздник. Когда все гости желанны, радостны. Даже Смерть.
Потому что за мгновение до ее появления ты задохнулся от радости, получив в дар то, о чем мечтал. На что надеялся – и не надеялся.

Фото: Владимир Майоров