bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Орфей. Фильм Жана Кокто. 1950 г.

Поэты любят Смерть и часто посвящают ей гениальные стихи.
Смерть любит поэтов.Она приходит по ночам в комнату и разглядывают их, спящих. Она возникает перед ними на улицах пустых городов. Она глядит на них из всех зеркал. Смерть целует Поэтов в губы.
Смерть готова отдать и честь, и жизнь, чтобы возлюбленный поэт был рядом только с ней.
Смерть готова отдать и честь, и жизнь, чтобы возлюбленный поэт был счастлив – вдали от нее.
Мертвые поэты, как и живые поэты не хотят терять Смерть, ибо влюблены в нее.

Смерть живет в каждом зеркале и глядит на людей их же глазами. Нужны только перчатки – похожие на обычные, резиновые, и твои руки, а потом и ты весь пройдешь через дрожащую амальгаму в Зазеркалье – другой мир, где сбивает с ног ветер - при полном отсутствии ветра, где движения то замедляются, то ускоряются до бесконечности.
В этом мире битых камней и развалин ты должен будешь подписать протокол, который протянет тебе неприятный равнодушный человек – член некой комиссии.
В этом мире ты сможешь идти только с проводником…(Бедный красавец, бездарный и модный поэт Сежест… наверное, он так и будет вечно скитаться бесплотной тенью, бормоча странные поэтические строчки: ведь самое прочное ТАМ – это профессиональные привычки)…

…Птицы поют пальцами.
Траурный креп юных вдов – истинный праздник солнца.
Молчание движется быстрей.
Стакан воды несет свет миру.
Зеркала должны больше отражать…


Орфей напряженно вслушивается, пытаясь понять, что из этих фраз является бредом, а что – гениально.
Он так отчаянно пытается поймать за хвостик нужную ему фразу, что  не успевает (да и не хочет) предупредить смерть своей Эвридики…
Туда, в Зазеркалье, он идет лишь по требованию Эртебриза (тот ненавидит запах газа – когда-то им отравился из-за несчастной любви… а вот теперь, пройдя сквозь миры, влюбился снова – в беременную жену поэта).
Впрочем, не за женой идет туда Орфей. Там, в том мире – его возлюбленная, его Смерть, и он сольется с ней в поцелуе…

***********

Странный фильм. Сюрреалистический. С запутанным сюжетом. Прошедшие 65 лет отчасти не пошли ему на пользу: многое в технике съемок архаично и устарело… да и история выглядит не слишком современной (впрочем, Жан Кокто предупреждает в самом начале о том, что «привилегия легенд – быть вне времени»).
Это фильм, придуманный и снятый любящим мужчиной для своего любовника… уверена, что он, словно Смерть, по ночам приходил в спальню любимого и наслаждался его красотой.

Смотреть фильм сложно… Но он чем-то просто завораживает, Может быть, тем, что там в главной роли 40-летний Жан Маре, сногсшибательно эффектный и красивый. По фильму, да и по жизни как бы  принадлежащий сразу двум мирам – реальности и Зазеркалью…
Хотя – герой его страшно раздражает своей грубостью и нелогичным поведением (впрочем, «он же гений, а у гениев могут быть капризы», и вообще – «поэт больше, чем человек»).
Но финал у фильма очаровательно-романтичный: Орфей и Эвридика говорят о взаимной любви, стремясь поскорее забыть приснившийся им обоим страшный сон.
Трогательно и красиво.
Но как-то… неправдоподобно.
Ибо поэты (настоящие) всегда ходят пятками по лезвию ножа. Они режут в кровь свои босые души…
И они умеют проходить сквозь зеркала, натянув на руки перчатки вдохновения.


Tags: Жан Маре, фильм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment