bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Три сестры.Реж. Ю.Бутусов. Спектакль Театра им.Ленсовета в рамках фестиваля Золотая маска. 16.04.15.

Спектакль смотрю во второй раз. В первый - так подгадала театральное расписание к своему питерскому вояжу, что и этот спектакль Юрия Бутусова попал в списочек.
Вообще, есть режиссеры, работы которых (нравятся они или оставляют равнодушными) должны по максимуму попадать в копилку неравнодушных к Театру.
Ибо это и есть настоящий театр, а не костюмированная подделка под него… Иногда приходится и в другие города за ними ездить…

Говорю это, впрочем, без особого фанатизма, ибо, хотя «Макбетт» Юрия Бутусова однозначно (и, думаю, навсегда) стоит под № 1 моего длиннющего списка, но… фанатизм – это «ты прекрасна без извилин», у меня же в последнее время к режиссеру есть личные зрительские нарекания.
В основном, потому что многое чересчур шумно и слишком избыточно… Не мне, конечно, диктовать режиссеру (тем более – режиссеру ТАКОГО уровня) свои идеи об изменениях и сокращениях… Но, если во времена сатириконовского Бутусова я постоянно выходила с его постановок «голодная», то сейчас мой эмоциональный голод насыщается даже с переизбытком – но пищей яркой на вид и тяжелой для переваривания.

То же было и с «Сестрами» в Питере – я смотрела их прошлым летом в родном театре. Это было хорошо, интересно, с прекрасными моментами узнавания элементов прошлых (любимых!) работ и радостью от нового, неожиданного и прекрасного.
Но… это было как бы чересчур, и уходила я со спектакля в большей степени эмоционально усталая, чем удовлетворенная… По крайней мере, желания скорейшего повторного пересмотра не возникло.


Ну, а вот теперь – гастроли в Москве, первое действие, которое я смотрю сверху, с балкона, и три последующие – с хороших мест партера.
И ведь ОЧЕНЬ понравилось!
Как показатель – пять (!) часов, которые длится спектакль, пролетели совершенно незаметно, подарив к финалу большой зрительский восторг и – никакой усталости.
Замечательно наблюдать, как актеры, с удовольствием выполняя заложенные режиссером нелегкие физические упражнения и изображая некое безумие персонажей, в то же время с не меньшим удовольствием выходят из «нелинейности», и играют вполне «по Станиславскому» (ах, какие чудные взгляды, мелкие движения, какие тонкие интонации!).

Первое действие, начавшееся с пролога, в котором Тузенбах, играя с огромным голубым шаром, а также его товарищи объяснят, что – смысла в существовании человека не более, чем в падении снега…
Поэтому Ольга, Маша и Ирина, вместе с примкнувшей к ним Наташей, будут сидеть практически недвижно и безэмоционально, произнося слова-слова-слова… никому не важные и ни для кого не интересные.
Мужчины же за их спинами будут примерять один костюм за другим, выбирая себе интересную роль – для сцены и для жизни. Одному их них «к лицу» придется шинель, другому – накладное пузцо. Потом один из них (с пузцом) подерется в другим, смешивая и разделяя между собой роли Андрея и Ферапонта… Тот, которому захочется оборотиться Чебутыкиным, с некоторым опозданием сделает это – прямо на наших глазах сделавшись стариком… а Соленый еще долго будет примерять на себя синий хаер, и «боевую» раскраску лица, и «кровавые» перчатки (в чужой они крови или это свои руки с содранной кожей?).

Третье действие – текстовый повтор первого: то же самое об именинах Ирины, смерти отца… Просто – другой ритм, другие одежды. А вот посыл тот же самый:  явно прошло двести-триста лет, но изменилось только внешнее (да и то – бесцельное размахивание черным флагом или бой в барабан – чем они, по сути, отличаются от изначальной безэмоциональности?).

Очень нравятся сцены психологические: например, диалог Маши и Вершинина, которому «хочется чая» или прощание Ирина и Тузенбаха перед его дуэлью… Без нервов, без объятий, спокойно – они оба так и не нашли ключ, чтобы открыть запертый рояль, а взламывать его не хотят… Да и не нужно…

И еще: не влюблены ли сестры, все трое, в этого нелепого Вершинина – только уступают свое несбыточное счастье Маше. Иначе – почему после признания Маши Ирина хватается за пистолет? Иначе – почему, провожая Вершинина навсегда, Ольга валится в обморок?...

А  прекрасно поставленный бег-прощание? Забавный… А ведь это и бег от самого себя, и от судьбы, и – бег, на финише которого можно расставить все точки над i в этих странных «кентаврийских» отношениях…

Финал, в котором все – ушедшие и оставшиеся – бодренько выстраивают стену, отделяя нас, смотревших и переживавших (?) от героинь с их «надо жить»…
Не хочу думать о ненужности и их самих, и их слов… да-да, «нужно рЫботать»… но если присмотреться к заднику, то вертикальный поезд с красными видами из окна, движется только вниз и вниз, находится не в движении «в Москву, в Москву», а в падении…

Да, и вот тот самый голубой шарик, что возникает время от времени на сцене…
Я уже как-то писала, что это, возможно, наш голубой земной шар (изображение его возникнет проекцией в левом верхнем углу, под самыми колосниками… Только нет на нем изображения морей и океанов, потому что через двести или триста лет… или больше… все жизни, все жизни, пройдя печальный круг…  и не будет ничего – лишь Мировая Душа будет по-прежнему взывать: «В Москву! В Москву!».

Впрочем, может быть, это тот самый шарик, который улетел из рук девочки. Но, оплаканный вместе с несостоявшейся жизнью и женщиной, и старушкой, шарик вернется. И будет он – голубой.



Фото: Дмитрий Дубинский
Tags: Ленсовета, Юрий Бутусов, гастроли, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments