bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Дар. Мастерская Фоменко. 07.04.15.

Года два назад, впервые увидев этот спектакль, я определила его в разряд «очень неплохих».
Теперь же, посмотрев его в четвертый раз, не собираюсь на этой цифре останавливаться, ибо – буквально влюбилась. На этот раз – в постановку, ибо набоковский роман у меня уже много лет в числе наилюбимейших, настольных книг.

Спектакль, впрочем, непрост. Конечно, фантастически прекрасная театрализация книжного текста – сценография, музыка, потрясающая игра всех актеров - немного смягчают, а заодно и несколько упрощают то, что написано Сириным-Набоковым…
Но все равно, спектакль этот во главу угла, отодвигая немного в сторону Театр, ставит Литературу.
С этого слова – ЛИТЕРАТУРА (и пауза после его произнесения) начинается постановка, которая заканчивается летящей поэтической строкой буквально парящего над нами поэта.

Литература (я имею в виду литературу настоящую, а не некое словесное графоманство) предполагает не только единственно возможную вязь слов, но и наше внимательное участие к тексту.
Воспринимать сложное - внимательно на театре, где традиционно немного сокращают и упрощают, делая для зрителя красиво, готовы не все.
Некая часть зрителей уходит в антракте…но - если человеку Литература не нужна… то и Бог с ними. Многие живут (да еще как счастливо!) без книг, и без театров… да и вообще практически «без всего».

А я сижу и радуюсь, наблюдая, как на моих глазах из абсолютного сора житейско-бытовых историй вырастает каркас будущего романа, который, конечно же, напишет Федор Годунов-Чердынцев. Он правильно говорит: «…перетасую,   перекручу,  смешаю, разжую, отрыгну...  таких  своих  специй  добавлю,   так   пропитаю  собой,  что  от автобиографии останется  только пыль, -- но такая пыль, конечно, из  которой делается  самое оранжевое небо» - и в  это небо будет душою, вместе с автором, взлетать читатель романа… А потом и театральный зритель.



Когда-то, впервые читая роман (он печатался в тоненьких журналах «Даугава») я едва не заплакала, когда оказалось, что диалог Годунова-Чердынцева и Кончеева на продуваемой ветрами улице – выдумка, первоапрельская шутка под стать придуманной для героя Чернышевским… да и второй разговор героев выдуман…
Ибо так не хватает иной раз такой вот беседы – когда слово снимается с твоего языка, оплетается вязью смыслов, да и возвращается тебе для дальнейшего обдумывания… Ах, как хочется вот так: не о быте, а – «о Шиллере, о славе, о любви, о женщинах – возвышенно и чисто»…
Увы, такое возможно, кажется, только в собственных мечтах, в разговорах с самим собой, когда ты знаешь, что скажет тебе «собеседник»… а ты, немного с ним поспорив, в результате согласишься, обогатившись заодно новыми знаниями.
С хорошей книгой или с хорошим фильмом/спектаклем, кстати, вот так можно «беседовать» - споря и соглашаясь… и снова уходя в спор.

Хорошо, конечно, если рядом с Творцом есть Критик – этакая все понимающая «Литературная Необходимость» - да-да, воображаемая… но всё-таки есть.
Или такая верная и любящая поклонница, как Зинаида Мерц… и интересно все-таки, в реальной ли жизни Автора… пусть будет Годунова-Чердынцева… она возникла, или Зиночка – это только пыль, заготовка для волшебного оранжевого неба книги?
А впрочем, реальна она или выдумана – но только и вправду по временам девушка будет дико несчастна с тем, кто так и не узнает, в каком платье она была на маскараде… Потому что к реальному, и, в общем-то, «нормальному» человеку в нем примешивается вот это странное, гениальное существо, которое нет-нет, да и настигнет Божественный Укол, заставляя взлетать душою ввысь… и одновременно биться телом внизу, в самой грязи…
Но в то же время – Зиночка будет и дико счастлива. Ибо – душой и сердцем она многое чувствует и понимает…  А ведь «как обаятельны – для тех, кто понимает все наши  глупости мелкие злодейства на фоне Пушкина»…
На фоне Пушкина. И Гоголя. И Тургенева с его «гелиотропом». И многословного Лескова…
И Годунова-Чердынцева (такой худенький!.. не горбись!..), с его воспоминаниями и детских «рождественской скарлатине или пасхальном дифтерите». С его способностью взлетать – к им же созданному оранжевому небу вымысла.

Tags: Мастерская Фоменко, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments