bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Карамазовы. МХТ. 30.03.15.

Спектакль играли в рамках «Золотой маски» с переаншлагом в зале.
До этого не играли порядком. Я пропустила спектакли, в которых Митей Карамазовым был сам Богомолов… Жаль, конечно, но в то же время радостно, что на роль опять вернулся Филипп Янковский. Кстати, сыгравший просто превосходно.

«Карамазовых» смотрю не впервые, каждый раз с одинаковым настроением: ну, сложно дается мне эта многочасовая читка сложного текста (приперченная, впрочем, регулярными сценами актерской гибели всерьез).
Но последние 15 минут – это энергетический выброс в зал такой немыслимой силы, что все трудности и вся усталость снимаются. Остается только эйфория и восторг.

Кстати, надо бы уже с блокнотиком в зал садиться. Ибо смотришь – и вдруг обнаруживаешь сплетение двух (а то и нескольких) смысловых ниточек. Радуешься находке… и тут же о ней забываешь, ибо действие уже в другом месте и по-другому закручивается…
А тут еще мощный финал, смывающий все следы…

Например, на поверхности лежит, а услышала-восприняла-связала я все лишь в этот раз.
Сказки.
Иногда нам их совсем настойчиво в нос суют – вот, вороны-зайцы Кащееву смерть в ларце тащит, Калинка-малинка расписная танцует, драгоценными каменьями сияет «чепец» Грушеньки…
«Сказку» про еврея, распявшего ребенка, читает Алёше Лиза.
И другую сказку, про Лукоморье с дубом зеленым, читает монашеку его безумная (?) мать.
И – офицер польский, что скачет к Грушеньке «через горы, через лес» - реальный ли то, не сказочный персонаж?
И – сны-сказки про подступающих чертей, что снятся Лизе и Алексею...
В общем-то, сказка в спектакле начинается с первых сцен: было у отца три сына, и позвал он их в келью к старцу Зосиме, и сказал: «Сыны вы мои любезные…».
Другое, конечно, сказал… но зачин-то с тремя героями – он самый сказочный.

Правда, и  сыновей у отца было не трое, а 3 + 1… Но это уже другая сказка, про доброго отца. Ибо, сколь не резок, груб, и непримирим Федор Павлович – а ведь сына Лизаветы Смердящей, на самом деле, не в отхожее ведро выкинул, а у себя «в поварах содержит».
И, похоже, даже любит – как и прочих своих сынов… Да, это он ВОТ ТАК их всех любит. Не как все. Не так, как полагается Богом и людьми.
А потому что «как полагается» жить и любить у него не получается: он, похоже, едва ли не единственный в Скотопригоньевске, кто грубо, по-своему, но пытается тучи развести руками.
Живет, как живется, и плевать ему на ПОЗУ, в которую все прочие встают.
Потому что если внимательно посмотреть-послушать, то все прочие персонажи постоянно в выбранной (вычурной) позе стоят… ну, или перетекают из одной позы в другую, в естестве лишь на малую минуточку находясь (как Алёша – с его страшным беззвучным воем по усопшему старцу).

Вот – Иван, долго-долго рассказывающий Алёше про свою «коллекцию» историй про мучимых деточках и их мучителях. Дескать – сострадаю… Сострадает??? Лицо крупным планом на экране – посмотрите-ка на его «страдания»!

Так что, если внимательно смотреть-слушать, то среди всех, в позах различных стоящих, только два живых человека и есть.
Это – старший Карамазов (и, даже когда он «настоящим», бронзовым памятником в эффектной ПОЗЕ стоит, он и тут – живее всех живых; и в зале-то белые розы от него принимают, не как цветы с могилы, а – как подаренные на счастье ТАКИМ мужчиной).
Да еще Черт. Который – ЕСТЬ. И который очень искренне и вдохновенно снова и снова любит жизнь (что само по себе, конечно, не ново)…

Правда, когда этот неистовый Чёрт один на сцене остается, и ты восторженно и вдохновенно ему внимаешь… Немного страшноватенько становится.
Ибо что это за жизнь такая: получается, все мы в ней под Чёртом ходим, а не под Богом?
Или, может, это только в Скотопригоньевске так? Только где границы у этого «скотского» города – и не живем ли мы в его пределах?..

Tags: "Карамазовы", Константин Богомолов, МХТ, режиссер, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments