С интернет-ресурса фестиваля"Золотая маска"
"Карамазовы", МХТ им. А.П. Чехова
Федор Палыч Карамазов — темный, изощренный персонаж. В чем для Вас трагедия Федора Карамазова? Много ли Вы сами добавили к его образу?
Федор Палыч... Самый витальный и богоищущий. Отец, убитый собственными детьми. Сыновья убивают самого живого, искреннего и сердечного человека. Собственного отца. Вы скажете, он сладострастник. Он зло. Но это не хулиганство или разнузданность. Для меня это нечто другое: поиск человеческого предела, который сопровождается невыносимой болью, пониманием того, что дети не любят и желают смерти. Что Бог оставил. Что мало света. И темно... Отсюда все его бесконечные провокации, скандалы, яростное неприятие всего. При этом он самый заблуждающийся, самый искренний, самый честный. Сама фамиля Карамазов – оксюморон, если с татарского перевести [«черный монах» - прим.].
А как же Алеша?
"Карамазовы", МХТ им. А.П. Чехова
Федор Палыч Карамазов — темный, изощренный персонаж. В чем для Вас трагедия Федора Карамазова? Много ли Вы сами добавили к его образу?
Федор Палыч... Самый витальный и богоищущий. Отец, убитый собственными детьми. Сыновья убивают самого живого, искреннего и сердечного человека. Собственного отца. Вы скажете, он сладострастник. Он зло. Но это не хулиганство или разнузданность. Для меня это нечто другое: поиск человеческого предела, который сопровождается невыносимой болью, пониманием того, что дети не любят и желают смерти. Что Бог оставил. Что мало света. И темно... Отсюда все его бесконечные провокации, скандалы, яростное неприятие всего. При этом он самый заблуждающийся, самый искренний, самый честный. Сама фамиля Карамазов – оксюморон, если с татарского перевести [«черный монах» - прим.].
А как же Алеша?
Ну, Алеша. И что Алеша? Он же Карамазов. И Иван, и Митя. И Смердяков. Не случайно они такие разные от одного отца. Все они грани его неуемной природы. Это космос без Бога, но в поисках Бога; дух – в поисках души. Поэтому, он отдельный фантом для меня. И? когда приближается спектакль, я думаю с отчаянием и с радостью, что предстоит с ним встретиться. Если посетит присутствие и вдохновение.
Что Вы подразумеваете под вдохновением? Всегда оно приходит?
Во всяком случае, я о нем прошу.
Это парадоксально. Когда смотришь на актера, кажется, что он безумно самоуверен...
Вас обманывают.
Почему Вы играете сразу двух героев одновременно: и черта, и Федора Палыча? Как возникла такая идея?
Как возникают блестящие режиссерские идеи? Не знаю. Это режиссерское решение. Если вы помните, у Достоевского чорт – именно так "чОрт", через "о" – является Ивану. Иван виновен в смерти отца. Вот он такого и получил. Папа к нему и зашел.
Константин Богомолов сказал, что актер не должен находиться в крепостной зависимости от зала, напротив, он должен чувствовать презрение к нему. Насколько такая установка соответствует Вашим правилам игры? Каково ваше взаимоотношение с залом? Как манипулировать зрителем, когда тут интеллектуал, тут домохозяйка, тут сноб? Как со всеми найти связь?
Это достаточно схематичное и упрощенное понимание того, что Константин Юрьевич сказал, и того, что происходит на самом деле. Я тоже вовсе не уверен, что нужно искать этот контакт, что полезно его искать, потому что иногда его полезно не обнаружить и что-то в себе изменить. По поводу домохозяек, все тоже не так однозначно: это и для них, и не для них. Мы все-таки играя для людей, которые купили билет, стараемся в меру своих скромных возможностей помнить и о вертикали.
То есть актерская игра — это для чего-то высшего?
Мы стараемся... А вы понимайте, как хотите.
Что Вы подразумеваете под вдохновением? Всегда оно приходит?
Во всяком случае, я о нем прошу.
Это парадоксально. Когда смотришь на актера, кажется, что он безумно самоуверен...
Вас обманывают.
Почему Вы играете сразу двух героев одновременно: и черта, и Федора Палыча? Как возникла такая идея?
Как возникают блестящие режиссерские идеи? Не знаю. Это режиссерское решение. Если вы помните, у Достоевского чорт – именно так "чОрт", через "о" – является Ивану. Иван виновен в смерти отца. Вот он такого и получил. Папа к нему и зашел.
Константин Богомолов сказал, что актер не должен находиться в крепостной зависимости от зала, напротив, он должен чувствовать презрение к нему. Насколько такая установка соответствует Вашим правилам игры? Каково ваше взаимоотношение с залом? Как манипулировать зрителем, когда тут интеллектуал, тут домохозяйка, тут сноб? Как со всеми найти связь?
Это достаточно схематичное и упрощенное понимание того, что Константин Юрьевич сказал, и того, что происходит на самом деле. Я тоже вовсе не уверен, что нужно искать этот контакт, что полезно его искать, потому что иногда его полезно не обнаружить и что-то в себе изменить. По поводу домохозяек, все тоже не так однозначно: это и для них, и не для них. Мы все-таки играя для людей, которые купили билет, стараемся в меру своих скромных возможностей помнить и о вертикали.
То есть актерская игра — это для чего-то высшего?
Мы стараемся... А вы понимайте, как хотите.