bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Вальпургиева ночь. Ленком. 14.03.15. Премьера.

Выяснила, что у меня сейчас совсем мало времени для того, чтобы поделиться впечатлениями. А впечатления есть, да еще какие…
Дело в том, что многие из многократно зрительски повторяемых спектаклей повторяются, потому что там – любимый актер, театр… или у постановки сильная энергетика, крайне полезная для твоего организма…
Но далеко не все из смотримого ведет нарезом по сердцу моему – заставляет почти непрерывно думать, то и дело возвращаясь к фразе, интонации, жесту…
В общем, это именно спектакль из тех, над которыми надо думать.
Так что сейчас – в нескольких словах… и буду к постановке возвращаться, что-то додуманное дописывая.
Тем более, что на май у меня уже есть билет для просмотра повтора: пойду в Ленком уже с «домашними заготовками», наверняка еще что-нибудь «проявится»..

В общем, первое действие для меня было попыткой героя найти нужные слова и договориться – с миром вообще и с людьми, его населяющими. Поэтому – были слова-слова-слова, при этом под многое (явно только что рожденное внутри индивидуума) подкладывалась ссылка на псевдо первоисточник: мол, то и это сказано тем или этим Великим.
Попытка найти себя в мире – в которой явно много лишнего и не хватает главного. И при этом – явно время от времени возникает уверенность в собственном превосходстве при понимании ничтожности окружения: «Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но - никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! Эти глаза не продадут. Ничего не продадут, и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий, - эти глаза не сморгнут. Им всё божья роса»… (с)

И в антракт герой уходит, победно вскинув на плечо свою Афродиту, готовую  следовать за ним хоть в ад, хоть в рай, хоть в Орехово-Зуево…

…Я не знаю, что там, во время перерыва происходит с актером и его героем. Но меняется главное: он молчит. Зато говорят все вокруг него.
И вот эта электричка из Москвы в Петушки – она словно бы Русь-Птица-Тройка, которая несется по бескрайним российским просторам – и не дает ответа, как ее ни вопрошай… А раз не дает, то и спрашивать не надо. Надо просто молчать, слушать и попытаться в громадных кучах словесных плевел отыскать хоть зерна истины… Нет, не может же быть, чтобы совсем их не было… ну, хоть одного?!

Чёрт подгадал Веничку родиться в России с умом и талантом…
Человеку, в глазах которого – напряжение… а еще любовь, в России можно только умереть. Если не физически, то морально воткнут ему в горло шило вот эти веселые ребята: молчи, скрывайся и таи и мысли, и мечты свои…
Ну, или пить можно. Даже если не так: «И немедленно выпил», то можно заставить себя затуманить мозги, стать смелым, речистым, остроумным… но при этом жить с выключенными извилинами…

…Или всё-таки лучше – НЕ жить?..

***
А в спектакле – да-да, театральная «нелинейность» дошла и до Ленкома, и Марк Захаров гениально в нее вписался со своей режиссурой! – столько всего еще…
И Зиночка (А.Захарова), о которой можно говорить, даже отодвинув в сторону Веничку (кстати, совершенно ГЕНИАЛЬНО сыгранного Игорем Миркурбановым).
И вот эти множащиеся луны декорации: в каком фантастическом захолустье вселенной проходит колея из Москвы и Петушки?
А красная точка – что это: болевая точка на горле, в которую воткнулось литературное шило… или реальная неизлечимая болезнь? Или это – сияющий нимб? Или – красный фонарь? А может быть, точка, отмечающая пройженные расстояния… и прожитые годы?
И недоразвитый Внучек (Д.Гизбрехт), который вдруг почему-то оборотится Сфинксом с его вечными загадками.
И то, что люди говорят то, что – ну никак не могут говорить!... или ты это сам придумал за них нужные слова, чтобы не утонуть окончательно в шелухе маразма?
И то, что нам не дано предугадать, как слово наше отзовется: ты – про поэзию Блока… а тебе в ответ – слушатели выпивают всю спиртосодержащую «Свежесть» в соседних аптеках… или – меняют свою судьбу, вместе с тобой устремляться в гибельные выси, и одновременно упадать в бездны ада…

А каким фантастическим языком написан текст, произносимый со сцены!
Ах, Веня-Венечка, ты ж гениальный… хоть и алкоголик.

Да-да, хочу еще на спектакль – смотреть, как немыслимо стоит и молчит (ТОЛЬКО – стоит и молчит!) во втором действии Миркурбанов, когда в шаге от него кипит котел словесного поноса варева.
А еще хочу слушать ерофеевский текст – не дыша почти, и только изредка тихонько всхлипывая: это всё такое настоящее, такое потрясающее… такое печальное…

Ахуехалнашавтобус… (с)


Фото с сайта Ленкома.

 
Tags: Игорь Миркурбанов, Ленком, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments