bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Современная идиллия. Мастерская Фоменко. 02.03.15.

И всегда-то у меня были сложные отношения с Салтыковым-Щедриным. Когда можно было его произведения не заметить, я и проскальзывала мимо, слегка косясь на странных персонажей, в странных обстоятельствах существующих.
И даже «Господ Головлевых», в экранизации коих премьерствовал любимый актер, я опять практически сторонкой обошла.

Вот и со спектаклем.
Понимаю, что хорошо, и даже очень. Кажется, срезай толстыми жирными ломтями сценическое действие, чуть обжаривай  в своем зрительском восприятии, да и кидай вкусным текстом на лист… Ан нет. Не получается.

Постановка, с совершенно единым действием и посылом, то и дело распадается на «про литературу» и «про политику».
Это - сценическое воплощение Высокой Литературы (про Год Литературы – на программке). Премьерная публика лицезреет изящную театрализацию классики. Да и то: нет-нет, а подхохатывает, уж слишком узнаваема и политизирована эта классическая сатира… Причем, с какой стороны не взгляни, но и «наши», и «не наши» в словах Михаила Евграфовича легко найдут, чем «конкурирующую фирму» припечатать.

Но мне кажется, что для Каменьковича, ставившего спектакль, политика была вторичной, как неизбежный фон существования индивидуума  во все обозримые времена.
И я человек не политизированный ни на гранулу миллиграмма, а потому тоже всех этих щедринских «либералов» считывала, как просто человеков.
Вот так живет такой человек, радуется прогрессу в себе и в обществе, как вдруг поступает ему указание: годить (и еще «вот так» ручкой делают).
И, хоть и трудно человеку даже с минимальным воображением жить, никуда не стремясь, но – раз указание поступило, надо исполнять. Вот и годят вчерашние прогрессисты, доводя себя бездумным бездействием до совершенно свинского состояния обезличивания.
Правда, совесть еще немного колет… как там у Высоцкого – «жжет нас память и мучает совесть, у кого она есть».
Да еще страхи – вот эти, невнятные, неопределяемые в реальности… как длинные тени в гороховом пальто. Страхи множатся, множатся…  и уже всё вокруг тебя в этом страхе, шлепающем сапожищами по гнилой воде, удочку на тебя, перепуганного, закидывающего… и ты, как несчастный пИскарь, в предсмертном испуге бьешься…

При этом вот что интересно: если в первом действии гороховые эти страхи множатся, то во втором они почти исчезают… А это не потому, что человек страх изжил,  а просто он себя, ради избавления от такового, продал и предал. Из несчастного пискарика в мелкую, щучку оборотился. Научился от других хищных зубов уворачиваться, а потом и сам кусать по мелочи начал.

«А-а-а, зимы не будет» (с) - но она будет, и вот уж ты на легких коньках скользишь, пакости делаешь…

Вроде бы, и что ж с того? Да только, хоть и кажется, что ты уже совсем своим стал в хищном рыбьем косяке, но совесть-то… она же, проклятая, крючком под жабры хватает, рвёт и мучает…

Еще не поздно, день уже прожит,
Войди, прохожий, я тебе верю.
Сдирая кожу, входит луна
В узкие двери.
Что-то поет, чей-то голос
Бьется в стекло,
Тонет в стекле.
Разорвалось, раскололось.
Кто-то зовет меня.

Еще не поздно, нас уже двое.
За дверью воет, мы еще целы.
Над полем боя светит луна.
Скучно быть смелым.
Что-то поет, чей-то голос
Бьется в стекло,
Тонет в стекле.
Разорвалось, раскололось.
Кто-то зовет меня. (с)


И когда уже всё разорвалось-раскололось, когда ты от собственной серости в одиночестве мучаешься, и готов уже сам оборотиться чьим-то гороховым страхом, готов предать (кого: «наших»… «не наших»… - не все ли равно!)… Когда все плохо, может, все же кто-то позовет тебя, и ты, ведомый совестью, а не страхом, рванешь… куда? Ах, опять же – не все ли равно?
Беда-то в том, что везде своих тараканов много. А жизнь – она вкусная… ну, и хватит с тебя!
Вот так и живем… «ничего себе, мерси!»…

***
В общем, спектакль получился интересный, красивый. Один каток во 2-м действии чего стоит! А «грибоедовское» вкрапление от Балалаева, «срифмованное» с «тем самым Молчалиным»! А ирреальность персонажей Кашинского областного суда!  А постоянные трансформации квартиры Глумова! А тапёр Гадюк-Очищенный, играющий с руками за спиной, не глядя! А мелкая нарезка роз в японский салатик! А Фаинушка какая – просто фантастика!..

Это я так, фрагментами – в спектакле еще очень много эффектного.
Артисты превосходно играют.

А еще песни и музыка и тексты от «АукцЫона», такте же ирреальные, как лица Кашинских судей.

Tags: Мастерская Фоменко, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments