bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Контрабас. МХТ. 23.02.15.

Во первых строках выражаю благодарность хорошим людям, за минуту до начала  спектакля сказавшим мне: «Мы тут решили посадить тебя в партер. Так что давай, быстро спускайся».
Всё правильно: моноспектакль, да еще с такой точностью играемый актером, коему подвластны тончайшие нюансы, надо смотреть близко. Чтобы эти нюансы видеть. Но что делать, если изначально мое желание посмотреть спектакль плохо совпало с состоянием моего кошелька…

Однако все-таки смотрела из партера, с хорошего места.
Подтверждаю: Константин Хабенский – актер фантастический. Смотреть на него – сплошное удовольствие… даже скорее – восторг!

Что до спектакля…ну, в общем, я когда-то на «Контрабасе» Райкина тоже задремала (там вообще было позорно: сидевшая в середине 4 ряда, я сильно раздражала Мастера).

Думаю, тут виною скорее пьеса: она длится и длится, длится, и длится… при этом, по факту, в ней ничего не происходит: просто слова, слова, слова… Маленькие бугорки и ямки, по которым «гуляет» действие – на это хорошо смотреть… ну, час. Но спектакль-то длится два часа! И тут уж никакой энергетики – даже если она исходит от Райкина или Хабенского – не хватит, чтобы удержать зал от скуки.
Конечно, режиссер придумал некие развлекухи: то в туалет героя отправит, то заставит его с пилой по сцене бегать, то вихрем вынесет из шкафа какие-то тряпки… Но все это именно развлекухи, мало смысла добавляющие к сценической картинке.
Публика вокруг меня (и вместе со мной) немного скучала, но не возмущалась. Ибо в спектакле не было ничего возмутительного, а два часа понаблюдать за тем, как мечется из угла в угол такой популярный, да еще и превосходный актер, как Хабенский – почему бы не потерпеть.

Впрочем, сначала все было прекрасно. Начиная с тихого «щас, щас, щас» в полутьме – ну, как ассоциативно на вспомнить первую сцену сатириконовской «Королевы красоты»!
И замечательное появление Хабенского-контрабасиста – в нелепом а-ля чаплиновской костюме: слишком широкие, но короткие брючата, из-под которых – носочки веселенькой расцветки, фрак с чужого плеча… Совершенно непонятно: гений это, коему внутренняя музыка заменяет необходимость внешнего соответствия нормам. Или – безумец, опять же существующий вне общепринятых приличий?.
Кстати, словесное уничижение героя я до конца воспринимала, как враньё – нам и самому себе. Может быть, это оттого, что Хабенский, даже играя незаметную «моль», таковой не выглядит: в актере, а значит, в его герое скрыты сила, мощь и талант.

Не случайно же несостоявшийся (или все же – состоявшийся?) выстрел в голову в секунду обрушивает весь мир. И вместо пространства, наполненного тишиной и музыкой… или хотя бы  музыкообразными звуками, мы получаем уже полную тишину и совершенное черное ничто.

И мне кажется, что женская тушка в красном платье с блестками, спрятанная в холодильнике рядом с бутылками пива – это не здесь и не сейчас. Это ТАМ, в черном зазеркалье послежизни. Там же, где и басовый звук, поддерживающий солистку-сопрано.

В общем, резюмируя, скажу: и все-таки мне скорее понравилось… хотя я и заскучала.
Да-да, виной тут пьеса с ее «многабукав ниасилил»… да и Хабенский, хоть и является артистом наивысочайшего класса, не слишком близок мне по энергетике…вот если бы кого из близких мне актеров на роль музыканта… какое там «задремать»! – я бы и не дышала два часа!

Из ОЧЕНЬ сильно понравившегося – когда музыкант сказал: «Итак, теперь будьте внимательны!.. Вы слышите? Контра-ми. Точно 41,2 герц», - и с восторгом и надеждой, как на сподвижников, посмотрел в зал, явно ожидая подтверждения от публики: ну, конечно, контра-ми! 42,1 герц, ни более, ни менее.

И еще: совершенно потрясающе сработали монтировщики декораций между 1 и 2 актами. Быстро. А главное – тихо так…
Браво!




Tags: МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments