bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Идеальный муж. МХТ. 11.02.15.

«…Такие, как вы, говорят: роза прекрасна, змея отвратительна. И вам неведомо, что роза и змея — нежнейшие друзья, по ночам они принимают облик друг друга: щеки змеи отливают пурпуром, а роза посверкивает чешуей. Увидев кролика вы восклицаете: «Какой милый!», а увидев льва: «Какой страшный!». Откуда вам знать, что ночью, когда бушует буря, кролик со львом сливаются в любовных объятиях и кровь одного смешивается с кровью другого. Что известно вам об этих ночах, когда святое становится низменным, а низменное — святым?» (с)

Вчера изменила физическую точку зрения на спектакль. Раньше (а смотрела я «Идеального мужа» отнюдь не в первый раз) это были различные ряды партера; теперь я сидела на 1 ряду бельэтажа.
Оттого точечный взгляд на спектакль сменился панорамным. К тому же экраны оказались на уровне глаз, на сцену смотрела как бы через них – удивившись полному логическому несоответствию видимого и слышимого в «Красном коне»: текст преподносится, как прекрасная, тонкая и сладкая боль, картинка же, с помахиванием гривой золотой и проч. – стопроцентный стёб.
Впервые увидела, как ушла в смерть счастливая Маша Сидорова, и в отчаянии склонился над ней мальчик Мейбл… Сверху наблюдала, как в этот миг весь партер задвигался, привставая…
Еще увидела, что Роберт Тернов произносит текст Юкио Мисима («Маркиза де Сад»), вынесенный в эпиграф, стоя рядом с возлюбленным Лордом на краю бездны. Перестановка декорации? Да! Но – в этот же провал опустится, вальсируя, Дориан Грей, влекомый вниз страшным спутником…
Да-да, этот текст произнесет Министр резиновых изделий г-н Тернов. Он же – бывшая «шестёра» Тузенбаха. Человек, рвущий, словно Тузик из анекдота, грелку. Охотно поющий песню про жопу. Проводящий свободное время с министрами «газиков и нефтянки». Игнорирующий логопеда. По-бабски обжирающийся пироженками…

Но всё ли так просто, если в бытие распальцованного ублюдка вдруг врывается – Мисима?
Или – каким образом через столетия, в день смерти Пушкина, дошла до киллера Кондратия Могилы (он же – Лорд, звезда шансона), волна, заставившая его пожелать предсмертной морошки?

Всё в жизни просто и понятно… и в то же время сложно и совсем непонятно. Роза неожиданно начинает посверкивать чешуей… а посиделки бандюков в кафе «Аист» на Бронной, перед очередной разборкой, обернутся прекраснейшей сценой из чеховской пьесы… а потом, спустя полтора десятилетия, превратятся в интеллектуальные беседы «тех, кто правит миром».

…И все-таки я опять подумала, что это спектакль не о политике, это не антиклерикальная постановка, не пропаганда секса в «теплой и дружественной обстановке» с представителем единого с тобой пола…

Это – про любовь, замешанную в жизнь, политику, искусство, bablo и нетрадиционные половые отношения.
Любовь, которая растет их сора и мерзости… и превращается в чистые чувства и искренние слова (этот Стокгольм и Елец, и снеговик, слепленный на Новый год… как это всё смешно и – до слез прекрасно).
Это  - то чувство, когда, полюбив, человек избавляется от страшной, почти наркотической зависимости – желания убивать.
Святое становится низменным, а низменное – святым. И когда пропасть, разверстая у ног влюбленных, становится непреодолимой – кровь одного смешается с кровью другого…
И не случайно последние слова, сказанные в спектакле, это повтор того, что произнесла Джульетта, целуя в губы мертвого Ромео…
Да, пьеса Шекспира/Рэтланда играется уже многие столетия – но у страстно и безнадежно влюбленных нет ни возраста, ни пола, ни социального положения…
Потому что Любовь – если она настоящая, а не вымороченно-придуманная – она для любого огромное счастье… и безразмерная печаль.

Жители двадцатого столетия!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали –
Аллилуйя любви, аллилуйя!


И именно любовь – к мужчине, женщине, Родине… даже к деньгам – и есть основная движущая сила всего на свете: политики, искусства, быта…
Да – «государства любовь образует»… А НЕлюбовь их разрушает…

Tags: "Идеальный муж", Игорь Миркурбанов, Константин Богомолов, МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments