bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Луизиана. МХТ. 11.01.14.

Печально: трехдневная театральная эйфория, связанная с просмотром трех совершенно разных, но при этом замечательных спектаклнй, была сведена на нет вчерашней мхтовской премьерой.
Я даже не говорю, что это был плохой спектакль – это был спектакль совершенно НИКАКОЙ. И – всего лишь второй раз за мою многолетнюю театрально-зрительскую карьеру мне хотелось встать посреди действия (оно идет 2 с лишним часа без антракта), выйти из зала и обрадоваться обретенной свободе. Потому что к концу первого часа спектакля мне уже сказали всё – при этом не сказали ничего.

Во-первых, слово «никакой» относится к пьесе. Ее невозможно не только резюмировать несколькими фразами (про что), ее невозможно даже пересказать: так много в ней лишнего, необязательного, пустословного – при том, что в ней нет главного, за что можно зацепиться ухом, взглядом, а лучше, конечно, душою и сердцем.

В основе пьесы – реальная история гибели прогулочного теплохода «Булгария» в Татарстане. Теплоход, очевидно ради изяЧества и заманухи, переименован в «Луизиану».
Впрочем, самой катастрофы в пьесе нет: от нее осталась неясная тень (ключевое слово – «неясная»). С бедой косвенно  связана чиновница среднего уровня Маринина и некое семейство, потерявшее сына/пасынка.
При этом факт конкретной трагедии (потеря ребенка!) завален в постановке таким немыслимым количеством  событий и фраз – зачем произошел тот или иной разговор? почему произошла та или иная встреча? кто виноват и что делать? – что несчастный парнишка как бы и вообще перестает существовать… становится необязательным… а чтобы про него напомнить, его мать заставляют выморочно играться с игрушечным младенцем – и потом демонстративно выбрасывать куклу. А потом, еще более  выморочно, показана сцена пожирания игрушечных (якобы – живых) детишек окровавленными ртами правых и виноватых персонажей, пригрезившаяся героине (той, что чиновница) во сне.

Режиссер (Глеб Черепанов) пишет в предисловии к программке, мол, очень важная тема для сегодняшнего дня, ибо «любой наш маленький поступок влечет за собой цепь событий, которые невозможно предугадать». Согласна. Всё правильно – нам не дано предугадать, потому, по возможности, надо делать только хорошее…
Я только не поняла, почему я  и другие зрители, присутствовавшие вчера в зале, должны непрерывно, по-гроссмейстерски, на сотни ходов, обдумывать каждое свое слово и движение? И почему такого обдумывания не произвел Черепанов, поставивший очень слабый спектакль по слабой пьесе – и затративший наверняка немало материальных и человеческих ресурсов на постановку, которая однозначно снизит средний уровень идущих в МХТ спектаклей. (Я уже молчу о том, что вчерашний скучный театральный вечер я могла бы провести по иному – несколько улучшив свое собственное существование, а через него – сдвинуть к лучшему, пусть на наноединицу, то, что происходит в мире… если верить тому же предисловию – незнание этого режиссером не освобождает его от ответственности за мою судьбу).

В пьесе (и в спектакле), по сути, нет хороших людей… При этом те, кто явно заявлен «проложительным» - например, Андрей, сын героини или Тамара, мать погибшего мальчика, на самом деле оказываются премерзостными существами. А поскольку случайностей в мире не бывает, то и свела их судьба не случайно – и не от ли Андрея ли (а вовсе не от мужа) беременна в финале героиня (может, не зря он объединяет нежность и пощечины)? Кстати, чуть раньше «положительная» Тамара свекровь больную придушила: ну, надоела ей старушка – вечно старая дура воды попить просила…
Аналогично «очарователен» и Андрей (в финале он всех, кто на сцене, вымажет кровью – мол, все в крови… при том, что у самого-то руки – по локоть в ней). Жить в ненависти и желании отомстить матери – за что? Только за то, что та была одним из сонма чиновников, косвенно виноватых в трагедии (ее подопечные плохо знали законодательство и правила техники безопасности). Ну, да, не без греха. А значит, самый родной человек считает себя вправе добить не самую сильную, одинокую и растерявшуюся женщину (буквально добить – спектакль начинается с поминок по Марининой, на которых сын тоже грубит и хамит).

В общем, не знаю, с какой целью поставлен на сцене МХТ спектакль с участием прекрасных артистов (Добровольская, Сосновский, Чекмазов, Борисова….), в котором неумело пытаются всех обвинить, сунув носом в грязь.

Ну, да: чиновники должны быть более профессиональными и честными (кстати, по тексту – Маринина не берет взяток). Матери должны лучше воспитывать и любить своих детей, а дети – матерей. Нельзя изменять мужьям. Не следует пожилым и богатым жениться на юных грудастых дурах. Не надо отбивать мужей у жен – особенно если у последних беда…

Брррр… столько всего правильного в этом спектакле. И совершенно бездушного.
Хотя не верю, что режиссер был неравнодушен ко всей этой дряни и ерунде. Иначе даже не взялся бы ставить этот спектакль, пытаясь из плохоньких кусочков текста гнилой ниткой сшить «нетленку» для сцены Московского Художественного Театра.


Кстати, на такую же гнилую нитку сшиты Черепановым и «Птицы» в Эт сетера… А вот «Кролик Эдвард» у него получился славным спектаклем.
В феврале схожу на «Контрабас». Возможно, сделаю окончательный вывод о том, кто есть Глеб Черепанов: профессиональный режиссер, у которого пока, по молодости, не всегда и не всё получается хорошо. Или он автор скороспелых сценических произведений, которые… в общем, не знаю, как в них играется актерам, а вот мне вчера было стыдно смотреть постановку…

ps Из понравившегося в постановке – сцена, в которой Толик (Э.Чекмазов), погибший муж Марининой (М.Добровольская) встречает ТАМ умершую супругу. Хорошо они встречаются, по-человечески…
И, между прочим, объяснила я для себя фразу их сына про то, что, мол, мать ждет ад. Не оттого ад Маринину ждет, что та была через край грешна – а потому что муж ее в другом месте оказаться не мог: он же с собой покончил… Вот и встретились.

Кстати, только при встрече с мужем скинула Маринина свое вечное черное одеяние. Зачем оно, вместе с черными сапогами, было на ней на тропическом пляже, где сидела она рядом с яркой, декольтированной товаркой…
Впрочем, из другого костюмно-непонятного: почему та же товарка на поминки тоже пришла яркая да декольтированная?


Tags: МХТ, вот такая хрень, премьера, режиссер, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments