Спектакль поставил Алексей Левинский, спектакли которого не похожи на спектакли других режиссеров. Чем? Тем, что это спектакли Алексея Левинского. Объяснить не смогу, наверное, но те, кто его постановки видел – меня поймет.
Спектакль смотрю во второй раз (первый – прогоном). Он славный.
Помимо постановки Левинского меня в нем радует текст – играется именно тот, который я знаю наизусть, с любого места. Текст прекрасный – по мне, так это лучшая пьеса Мольера.
Еще – при том, что играют все замечательно, для меня это спектакль двух артистов: Станислава Сухарева (Оргон) и Евгения Кулакова (Мольер).
Спектакль состоит как бы из трех частей – играются «мольеровские» времена, потом – некое условное «советское» время» и – то, в котором живем мы.
Впрочем, время можно принять за единое, неделимое – наше, а две предыдущие части списать на «театр это, театр»: не случайны же несколько раз возникающие поклоны персонажей и классические ремарки, вслух произносимые.
Но – чем бы ни было действие: хоть театральной фантазией, хоть реальностью, объединены они восторженной доверчивостью хорошего (хотя – не самого умного) человека – Оргона и…
…хотела написать «Тартюфом», дав ему такую же краткую характеристику, как Оргону – а не получается. Можно охарактеризовать его мерзавцем… но это будет слишком просто.
Тартюф – это самая гадкая ипостась мерзавцев: он очень умело рядится в хорошего, доброго и скромного человека.
Он их породы воров, крадущих потихоньку самое ценное – то, потеря чего ударит больнее всего. Крадет - а потом наиболее вдохновенно и искренно жалеет пострадавшего. Поймать его нельзя (если только на месте преступления – и то обведет народ вкруг пальца): до последнего все будут уверены в его стопроцентной честности – доказать обратное невозможно, а тот, кто попытается это сделать, сам будет обвинен во всех смертных грехах…
Евгений Кулаков играет Тартюфа тихо-тихо, как бы шепотом. Этакий подлец с добрыми глазами, незаметными жестами и мимикой, сводящейся к легкой полуулыбке.
Чудесно играет.
Он так мощно «переигрывает» всё семейство Оргона (здесь я имею в виду не актерское преимущество, а превосходство данного персонажа над всеми остальными), что чудесное спасение оказывается воистину ЧУДЕСНЫМ: понимаете ли, у самого Государя нашлось время и желание разобрать зерна от плевел и вынести справедливое решение.
К сожалению, в реальности такого практически не бывает: бьют тех, кто (по глупости, резкости характера или желания справедливости) подставился под удар… а похожие на тень иль паутину, тихие и малозаметные тартюфы успевают отойти в сторону, да и переждать там «горячие» времена – тратя время на перелистывание страниц книжицы…
Кстати, Оргон заглянул ему через плечо, поинтересовавшись читаемым. Глядишь – и простит старого друга…