bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

«Вечер первой встречи Александра Таирова и Алисы Коонен». Театр Эрмитаж. 06.12.14.

С сайта Театра Эрмитаж:
6 декабря в нашем театре — кажется, что они встретятся снова…

В этом году исполняется ровно 100 лет Камерному театру, в следующем будет отмечаться 130-летний юбилей его создателя Александра Таирова — одного из великих режиссеров, определивших развитие театра прошлого и нынешнего столетий. Не умаляя заслуг всех актеров и работников Камерного театра, важно помнить, что всего этого не было бы, если бы не встретились два человека: Александр Таиров и Алиса Коонен — одна из самых ярких и талантливых актрис XX века.

В честь создателей Камерного театра и его столетнего юбилея, 6 декабря в театре «Эрмитаж» пройдет «Вечер первой встречи Александра Таирова и Алисы Коонен». Сто лет назад они встретились именно здесь, на сцене театра «Эрмитаж». Это была репетиция спектакля «Покрывало Пьеретты»…


«Она любила вдохновенных мужчин. Талантливые в работе они преображались и начинали напоминать ей коней, метались по лугу, под солнцем, отбрасывая тени.
Она искала в нем талант, вдохновение, оглядывала его как мужчину.

Он оставался спокойным, слушая музыку в оркестре, делал какие-то свои пометки в записной книжке.
„Хочет показаться взрослым“, — подумала она.
Ей захотелось зевнуть и выйти, пусть мучается, что не сумел увлечь, но, подумав, что это слишком, она расслабилась в кресле, постаралась вытянуть ноги, сидела в равнодушной позе…
И вдруг ей показалось, что он лукаво взглянул в ее сторону, скользнул взглядом.

Она выпрямилась, приготовилась ответить, но он стоял, как и раньше, вполоборота, продолжая слушать музыку…
Оркестр снова заиграл. И он, продолжая объяснять, поднялся на сцену и стал не то чтобы показывать, как-то намечать их поведение, строить общую мизансцену. Уже кружился в серебристой пыли бал Арлекина, и он двигался внутри бала как-то неназойливо, неагрессивно, а неожиданно для нее очень приятно, даже, как ей показалось, с мягкой грацией…
„Только бы она не ушла, — думал он. — Я не сумею, когда она перестанет смотреть, как она смотрит, неужели ей интересно то, что я делаю, но это же так элементарно, так далеко от того, что должно быть, что начнет делать она сама, я здесь только для нее, как же она смотрит, Боже мой…“»
Михаил Левитин, «Таиров»

У Макса Фрая в «Хрониках Эха» говорится о Тихом Городе – месте, где живут и будут живы до тех пор, пока их помнят и любят (возможно, вечно), знаменитые люди, любимые родственники и друзья, герои хороших книг…

Вчера вечером Малая сцена Эрмитажа была филиалом этого города: Михаил Захарович Левитин говорил о Камерном Театре, о Коонен и Таирове…
Зал был заполнен людьми со знакомыми лицами – тут были актеры театра, его известные друзья, мы – те, кто знает и любит и Эрмитаж и – через него –театр Камерный.
Два часа со сцены говорил Михаил Захарович – два часа зал безмолвствовал и, кажется, не дышал…
Это был то тщательно продуманный, то импровизационно-сбивчивый рассказ об общем – о замечательном театре 20 века, о его актерах, спектаклях, репетициях, декорациях, музыке…
Это было очень личное -  для того, кто это нам рассказывал, и для тех, О КОМ рассказывалось.
Это было общее и одновременно личное для всех, сидевших в зале.

Две дуры, сидевшие на краю первого ряда (одна из них – я) проревели, кажется, все два часа. Знаете – есть такие слезы, которые катятся сами, без усилия, без впадения в истерику… Они омывают щеки – и при этом тебе делается так плохо… и одновременно – так хорошо!

Левитин говорил – и перед глазами из миража, из ничего – в объеме возникал еще не Камерный, а Свободный Театр, где Пьеро принимал яд из рук Коломбины, а потом – возникал гостем на свадебном бале страшного Арлекина, где Любовь и Смерть объединялись, превращаясь в Вечность…

Я не смогу пересказать и малой доли того, что происходило вчера в Эрмитаже.
Потому что это было, в общем-то, ЧУДО – а материализовать его буковками клавиатуры… для такого нужен гений – и это явно не про меня…

И потом еще мы (наверное, в последний раз перед началом глобального ремонта Театра) зашли в Большой зал – где были счастливы, счастливы, СЧАСТЛИВЫ!!! – столько раз…
А там… Это можно назвать инсталляцией, подобием голограммы, видением… Я не знаю, как это назвать – только на сцене в разобранном уже пространстве зала были ОНИ. Коломбина. Пьеро. Арлекин.
И этот невнятный звук. И мерцание.
И больше всего хотелось опуститься на пол и остаться здесь навсегда – превратившись в еще одного Призрака Эрмитажа (а их, наверное, все в театре если не видели, то ощущали рядом)…

По бокалу шампанского – за вечную жизнь Таирова и Коонен. И за возвращение Эрмитажа в родные стены. И за гениального Левитина.
И за волшебство Театров, в которое меня вовлекла, на огромное счастье, Судьба.

Tags: Эрмитаж, красота, позитив, театр
Subscribe

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Ваня и Соня и Маша и Гвоздь. Сатирикон. 31.03.2021.

    Мне тут вот что рассказали... Оказывается, если компания, знаменитая любимым покупателями и активно приобретаемым продуктом, выпустила что-то…

  • Отелло. Сатирикон. 21.03.2021.

    Раскладывать спектакль Юрия Бутусова на составляющие, пытаясь понять самому и объяснить всем, почему вот это — так, а здесь всё совсем по другому —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments